Правовые аспекты организации и проведения приватизационных торгов

(Петров И. С.) ("Законодательство и экономика", N 12, 2001) Текст документа

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ТОРГОВ

И. С. ПЕТРОВ

И. С. Петров, аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения.

Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества" 1997 г. (далее - Закон о приватизации) признает приоритетными такие способы проведения приватизации, как продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (в том числе специализированном аукционе) и на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. Аукцион и конкурс по продаже приватизируемого имущества являются формами проведения торгов и к порядку их проведения применяются положения ГК РФ, регулирующие порядок проведения торгов. Кроме того, порядок проведения приватизационных торгов специально определен ст. ст. 16, 18, 21, 22 Закона о приватизации и тремя специальными Положениями о проведении аукциона, специализированного аукциона и конкурса, утвержденными Постановлениями Правительства РФ <*>. -------------------------------- <*> Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 356 // СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1590; Положение о продаже на специализированном аукционе находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 487 // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2460; Положение о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 1998 г. N 1311 // СЗ РФ. 1998. N 46. Ст. 5699.

В соответствии со ст. 447 ГК торги представляют собой один из способов заключения договоров и к ним применимы общие положения о заключении договоров. Однако некоторые правовые аспекты заключения договоров путем проведения приватизационных торгов, касающиеся предмета проводимых торгов, правовой природы информационного сообщения, роли задатка требуют более детального исследования.

Предмет приватизационных торгов

Предметом проводимых продавцом государственного или муниципального имущества торгов в форме аукциона (за исключением открытого по форме подачи предложения по цене имущества) или конкурса является право на заключение договора купли-продажи приватизируемого имущества. Таким образом, путем проведения таких торгов заключается предварительный договор, в соответствии с которым стороны обязуются заключить в будущем договор купли-продажи приватизируемого имущества на условиях, предусмотренных предварительным договором. Данный договор содержит условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия договора. Эти условия содержатся в информационном сообщении о проведении торгов. Законодательство о приватизации устанавливает срок, в течение которого продавец и победитель торгов обязаны заключить основной договор - договор купли-продажи приватизируемого имущества. Такой вывод следует сделать из положений, регулирующих проведение данных торгов. Законодательство о приватизации, определяющее правила проведения аукциона и конкурса, содержат положения, в соответствии с которыми по результатам торгов составляется протокол об итогах торгов, который подписывается присутствующими на заседании членами комиссии. Протокол об итогах торгов утверждается продавцом и с этого момента является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества при условии представления им необходимых документов. Если предметом торгов было непосредственно заключение договора купли-продажи имущества, то заключение отдельного договора между продавцом и победителем торгов не требовалось бы. Таким образом, конкурсы и аукционы по продаже объектов приватизации являются сделками, в результате которых у победителей появляется право на заключение договора купли-продажи указанных объектов, а у устроителей торгов - фондов имущества - обязанность заключить такой договор. Подобная позиция уже высказывалась в литературе: "В результате проведения торгов между победителем и организатором торгов устанавливается обязательство по заключению соответствующего договора. В рамках этого обязательства победителю торгов принадлежит право требовать заключения с ним договора". <*> -------------------------------- <*> Н. Д. Егоров. Гражданское право. Ч. 1. Учебник. СПб., 1996. С. 453.

Что касается аукциона, открытого по форме подачи предложения, то исходя строго из текста Положения об аукционе, можно сделать вывод, что посредством аукциона по продаже государственного или муниципального имущества, открытого по форме подачи предложений, заключается непосредственно договор купли-продажи приватизируемого имущества (составленный протокол об итогах аукциона подписывается победителем и устроителем аукциона и имеет силу договора). Однако на практике и в этом случае между победителем аукциона и продавцом заключается отдельный договор купли-продажи с соблюдением всех требований, изложенных в статье 28 Закона о приватизации.

Правовая природа информационного сообщения

Закон о приватизации (ст. 18) предусматривает, что информация о приватизации государственного имущества, в т. ч. путем его продажи на аукционе или конкурсе, должна быть опубликована продавцами имущества в информационных бюллетенях и других средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня осуществления продажи. В случае приватизации муниципального имущества этот срок не может быть менее 30 дней. Эти минимальные сроки могут быть увеличены. Так, Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества (п. 8) предусматривает, что при продаже на аукционе государственного имущества, начальная цена продажи которого превышает пять миллионов МРОТ, соответствующий орган по управлению государственным имуществом может принять решение об увеличении срока опубликования информационного сообщения о проведении такого аукциона. При продаже федерального имущества информационное сообщение о проведении аукциона обычно публикуется в официальном информационном бюллетене РФФИ "Реформа". Информационное сообщение о проведении приватизационных торгов должно включать: наименование объекта и начальную цену продажи; форму и сроки платежа; дату и время (час, минуты) начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами; адрес места приема заявок и документов (с указанием в случае необходимости этажа, комнаты, номера телефона, времени приема); перечень документов, подаваемых претендентами для участия в торгах, и требования к их оформлению; дату и время (час, минуты) начала и окончания приема комиссией предложений по цене имущества, продаваемого на торгах; размер и срок внесения задатка, необходимые реквизиты счетов продавца, иные условия договора о задатке, определенные продавцом в качестве условий договора о присоединении; дату, время и место проведения торгов с указанием времени начала работы комиссии и подведения итогов торгов; номера телефонов и местонахождение продавца и комиссии; адрес, по которому претенденты могут ознакомиться с иными сведениями о продаваемом имуществе и работе комиссии, и порядок ознакомления с этими сведениями; срок, предоставляемый для заключения договора купли-продажи; порядок определения победителя; способ уведомления победителя об итогах аукциона; иные положения, содержащие требования к претендентам, предусмотренные законодательством; наименование, основные характеристики и местонахождение имущества; площадь и наличие обременений земельного участка, занимаемого недвижимым имуществом; начальную цену имущества, установленную в плане приватизации; сведения об обременении имущества правами третьих лиц. Кроме того, при проведении аукциона в информационном сообщении должны быть указаны: срок (дата, час, минуты) окончания приема комиссией предложений по цене имущества, продаваемого на аукционе (при закрытой форме подачи предложений); шаг аукциона (при открытой форме подачи предложения по цене имущества). При проведении конкурса информационное сообщение содержит срок заключения договора о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий; порядок определения победителя; способ уведомления участников конкурса и его победителя об итогах конкурса; условия конкурса, их стоимостное выражение, срок и порядок выполнения, меры по контролю за выполнением, порядок подтверждения победителем конкурса выполнения условий (для инвестиционных условий указываются требуемый объем инвестиций, сроки, направления и форма их осуществления). При продаже на торгах акций открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации, информационное сообщение о торгах также должно включать полное наименование, юридический адрес и местонахождение открытого акционерного общества; величину уставного капитала открытого акционерного общества; общее количество и типы выпущенных акций; номинальную стоимость одной акции, общее количество и тип продаваемых на конкурсе акций; установленные ограничения на перепродажу акций такого общества; обязательства такого общества, в том числе перед соответствующими бюджетами; балансовый отчет такого общества; основную номенклатуру продукции (работ, услуг) такого общества; численность работников такого общества; условия продажи акций такого общества; ограничения на участие нерезидентов Российской Федерации, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников) и аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц. Также в соответствии с установленным порядком с момента начала приема заявок продавец обязан предоставить каждому претенденту возможность ознакомления с планом приватизации, условиями договора купли-продажи, договора о задатке, договора о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий, а также с иной имеющейся у него информацией о продаваемом имуществе. В соответствии с представлением федерального антимонопольного органа и его территориальных органов в информационное сообщение включаются сведения о доле продукции (работ, услуг) открытого акционерного общества, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке. Форму предоставления дополнительных сведений об открытом акционерном обществе и их перечень устанавливает федеральный орган по управлению государственным имуществом. Рассматривая обязанность организатора торгов опубликовать информационное сообщение о проведении торгов, необходимо установить правовую природу такого действия. Какие правовые последствия связаны с опубликованием информационного сообщения, является ли извещение офертой или только приглашением к ней? В ст. 435 ГК предусмотрены требования, предъявляемые к оферте - адресность и содержание. Можно согласиться с М. И. Брагинским, что первое условие - адресность предложения соблюдается при издании информационного сообщения о проведении торгов. М. И. Брагинский указывает, что в случае открытых торгов (а приватизационное законодательство предусматривает только данный вид торгов) "адресность выражается в том, что извещением подтверждается воля организатора заключить договор с любым и каждым, что характерно для публичной оферты". <*> Что касается содержания информационного сообщения, то необходимо отметить, что цель торгов при приватизации государственного или муниципального имущества - в выявлении их победителя, т. е. лица, предлагающего наилучшие для продавца (заказчика торгов) условия договора. Аукцион предназначен для выявления покупателя, способного предложить наивысшую цену за объект приватизации. Конкурс направлен на выявление покупателя, предложившего наиболее высокую цену за объект приватизации, при условии выполнения таким покупателем инвестиционных и (или) социальных условий. Следует признать, что информационное сообщение содержит одно из существенных условий договора - его предмет. То же самое можно сказать и о другом существенном условии договора при проведении конкурса - об инвестиционных и (или) социальных условиях, обязательных для покупателя. Что касается другого существенного условия договора - цены, то в соответствии с целью и сущностью торгов она должна содержаться в предложениях, исходящих уже от участников торгов. Поэтому информационное сообщение о проведении торгов, публикуемое продавцом, не может считаться офертой по отношению к договору, который предполагается заключить путем проведения торгов. -------------------------------- <*> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С. 181. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------

Может быть, информационное сообщение является лишь приглашением делать оферты? М. И. Брагинский считает, что с позиций действующего ГК приглашение участвовать в торгах "не может быть сведено к простому приглашению заключить договор", что "приглашение как таковое, по сути дела, "ничто", а приглашение участвовать в торгах - "нечто". В качестве обоснования данного положения автор указывает на диспозитивную норму п. 3 ст. 448, в силу которой предусмотрена возможная ответственность организатора торгов, сделавшего извещение, за отказ от проведения торгов - возмещение участникам реального ущерба. М. И. Брагинский делает вывод, что "извещение о проведении торгов (открытых - при отсутствии иного в законе или извещении) представляет собой оферту, из которой возникает обязанность заключить договор с любым отозвавшимся на предложение о проведении торгов, обеспеченная возможностью заявить требование о возмещении причиненных убытков". <*> Таким образом, получается, что организатор заключает с каждым участником договор на проведение торгов. С данной позицией трудно согласиться. Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Договор является двух либо многосторонней сделкой, предполагающей возникновение прав и обязанностей, как правило, у всех сторон договора. Если предположить, что извещение организатора торгов является офертой на заключение договора, имеющим предметом проведение торгов, то, следовательно, заявка на участие в торгах, поданная потенциальным участником, является акцептом. С момента акцепта договор на проведение торгов следует считать заключенным. Мы получаем конструкцию, в которой ответственными за проведения торгов должны быть как их организатор, так и участники. Однако участник торгов не несет никаких обязательств по проведению торгов: представление требуемых документов и внесение задатка являются его правами, а не обязанностями, поскольку этими действиями он реализует свое право на участие в торгах. Претендент, подавший заявку на участие в торгах и даже внесший задаток, не может быть принужден к участию в торгах. Он вправе отказаться от участия в них в любое время до внесения на рассмотрение организатора торгов своих предложений, содержащих существенные условия договора, который предполагается заключить путем проведения торгов, он не несет никакой ответственности за отказ от участия до подведения итогов торгов, внесенный им задаток подлежит возврату. Устроитель торгов также вправе отказаться от их проведения, и при этом он не несет ответственность в виде возврата задатка в двойном размере, как это предусмотрено общими положениями о задатке (ст. 381 ГК). Кроме того, если считать извещение о проведении торгов офертой на заключение договора о проведении торгов, акцептом которой считается исполнение потенциальными участниками всего комплекса действий, предусмотренных в извещении (подача заявки, представление требуемых документов, внесение задатка, предложений по цене), то остается нерешенным вопрос о судьбе данного предварительного договора при выдвижении участником аукциона неоднократных (изменяющихся) предложений по цене. -------------------------------- <*> Там же. С. 181 - 182. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------

В специальной литературе высказывалась и такая позиция: извещение о проведении торгов является односторонней сделкой, имеющее своим предметом проведение торгов. <*> Эта сделка порождает соответствующие юридические последствия. В частности, у организатора торгов возникает обязательство лица, изъявившего желание принять участие в торгах, принять к рассмотрению предложения. Содержащиеся в ст. 448 ГК нормы о возможности предъявления к организатору торгов требований возмещения участникам понесенного ими реального ущерба обеспечивают одностороннее обязательство организатора торгов. -------------------------------- <*> Н. Д. Егоров. Гражданское право. Ч. 1. Учебник. СПб., 1996. С. 452.

Однако положение о том, что проведение торгов является только исполнением одностороннего обязательства их устроителя и что договорных отношений между устроителем торгов и его участниками до подписания протокола об итогах торгов не существует, не согласуется с доказательственной и обеспечительной сущностью задатка, вносимого участниками торгов. Согласно общим положениям ГК задаток выдается одной из договаривающихся сторон в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Конструкция задатка по правилам ст. 380 ГК предполагает наличие договора, в обеспечение которого вносится задаток. Задатком могут обеспечиваться лишь обязательства, возникающие из договоров, а не односторонних сделок. Также необходимо указать, что ответственность у лица наступает только за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств. Согласно нормам п. п. 4, 5 ст. 448 задаток служит обеспечением заключения договора: при уклонении победителя торгов от подписания протокола об итогах торгов задаток ему не возвращается, а при уклонении организатора торгов от подписания договора с победителем он должен возвратить задаток в двойном размере. Таким образом, обязательства устроителя торгов и победителя носят взаимный характер и обеспечиваются задатком. Для правильного решения вопроса необходимо установить момент возникновения обязательства участника торгов, а следовательно, договорных отношений между ним и устроителем торгов. Представляется, что участник, внесший при проведении торгов свои предложения (и задаток, как того требует законодательство), связывает себя обязательством заключить договор с организатором торгов на предложенных условиях, внесенный им задаток обеспечивает обязательства участника в случае признания его победителем торгов. М. И. Брагинский, указывая на наличие договорных отношений между организатором торгов и участниками (договор на проведение торгов), признает, что обязательства участника "на указанном этапе (проведение торгов - прим. автора) носят условный характер. И если условие, о котором идет речь (признание участника победителем торгов - прим. автора), наступило и участник признан победителем, именно он должен подписать протокол о завершении торгов". <*> Таким образом, можно согласиться с суждением, что между организатором торгов и участниками существуют договорные отношения, направленные на исполнение обязательств участника, признанного победителем, и организатора подписать протокол об итогах торгов. Эти отношения возникают с момента выполнения участником всех предусмотренных действий, в т. ч. внесения предложений в соответствии с условиями торгов - оферты к заключаемому на торгах договору, и носят условный характер - вступают в силу с момента признания участника победителем. До этого между ним и организатором торгов никаких договорных отношений не существует, а есть лишь одностороннее обязательство организатора торгов на проведение торгов, определение выигравшего и подписание протокола. В противном случае следовало бы сделать вывод о возможности принудительного участия в торгах лиц, приглашенных организатором и принявших подобное приглашение, возможности применения к ним каких-либо мер ответственности за сам факт отказа или уклонения от участия в аукционе. Законодательство о приватизации, посвященное правилам регулирования аукциона и коммерческого конкурса, подтверждает подобную позицию. В частности, Положением о проведении аукциона предусмотрено, что предложения по цене имущества подаются не одновременно с заявкой на участие в аукционе, а в день подведения итогов. Претендент имеет право на отзыв своей заявки до признания его участником аукциона. Предусмотрено и положение о том, что предложения участника, содержащие цену ниже начальной цены продажи, просто не рассматриваются без применения каких-либо мер ответственности к данному участнику. -------------------------------- <*> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С. 184. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------

К порядку проведения аукциона и коммерческого конкурса при приватизации государственного или муниципального имущества ближе всего стоят правовые нормы главы 57 ГК, регулирующей правила проведения публичного конкурса. Данный вывод подтверждается и нормами п. 5 ст. 1057 ГК РФ, признающей схожесть названных отношений и предусматривающей применение к публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, помимо главы 57 ГК положений ст. ст. 447 - 449 ГК, причем положениям о проведении торгов отдан приоритет. Предметом проводимых при приватизации государственного или муниципального имущества торгов, как правило, и является получение победителем права на заключение договора купли-продажи. Предложения участников торгов являются офертой по отношению к договору, заключаемому посредством торгов. Конечно, такие предложения могут содержаться и в заявке на участие в торгах, но это необязательно. Возникает вопрос, могут ли считаться офертой предложения участника торгов, в которых указаны не все условия договора, наличия которых требует законодательство. Так, при открытой форме подачи предложений по цене имущества на аукционе участники в ответ на объявленную цену поднимают билеты в знак того, что они согласны предложить данную цену за имущество. Представляется, что на данный вопрос необходимо ответить положительно, т. к. предложения участника подаются при проведении торгов в ответ на извещение, где указаны иные существенные условия договора, считающиеся согласованными. Надо отметить, что нормы ст. ст. 447, 448 ГК содержат специальные, отличные от общих правила, определяющие заключение договора путем проведения торгов. П. 5 ст. 448 ГК предусматривает, что между лицом, выигравшим торги, и организатором торгов подписывается протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Необходимо разъяснить, является ли договор заключенным без подписания протокола со стороны победителя торгов. Решение этого вопроса имеет практическое значение, т. к. Положениями о продаже на аукционе и конкурсе приватизируемого имущества не предусмотрено подписание со стороны победителя протокола об итогах торгов, закрытого по форме подачи предложений по цене объекта приватизации, хотя на практике продавец и победитель торгов руководствуются положениями ст. 448 ГК и последний подписывает составленный комиссией протокол об итогах аукциона, а продавец утверждает его. Договор на право заключения договора купли-продажи приватизируемого имущества, заключаемый путем проведения аукциона в соответствии со статьями 160, 434 ГК должен быть заключен в письменной форме. Подача заявки на участие в торгах с приложением перечисленных в информационном сообщении документов, внесение задатка, представление предложений по цене объекта, выполнение иных условий свидетельствует о воле участника торгов совершить сделку. Заявка на участие в торгах и предложение по цене объекта, представляемая участником аукциона в письменном виде, является офертой, в которой достаточно определенно выражено намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение, и которая содержит существенные условия договора - предлагаемую цену. Данная оферта участника по результатам торгов может быть отклонена либо принята устроителем торгов. В соответствии с п. 3 ст. 434 ГК письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор (оферта участника) принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК. Составление по итогам протокола аукциона (в котором указан предмет договора, победитель аукциона и предложенная им цена) утверждение его продавцом, уведомление участника аукциона о признании его победителем с направлением копии протокола может быть признано ответом лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Таким образом, требование о письменной форме сделки соблюдается и в соответствии с общими положениями о порядке заключения договора, договор считается заключенным. Однако представляется, что положения ст. ст. 447 - 449 ГК, регулирующих правила проведения торгов, предусматривают специальные нормы заключения договора путем проведения торгов. Напомним: по результатам торгов организатор и лицо, признанное победителем, подписывают протокол об итогах торгов, имеющий силу договора. При уклонении от подписания протокола лицо, выигравшее торги, утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающую сумму задатка. Данные нормы носят специальный и императивный характер, из их смысла следует вывод, что договор, заключаемый путем проведения торгов, считается заключенным только после составления протокола об итогах торгов и его подписания организатором торгов и лицом, признанным победителем. Одно выдвижение оферты участником и принятие ее организатором торгов не является достаточным основанием для признания подобного договора заключенным. Иной вывод противоречил бы сущности ответственности виновной в уклонении от подписания протокола стороны и, как следствие, предусматривал бы возможность принудительного исполнения заключенного посредством торгов договора. В связи с этим для заключения договора посредством проведения торгов необходимо наличие следующих юридических фактов: 1) проведение торгов (включающего в себя: а) объявление организатором о проведении торгов - односторонняя сделка; б) предложение участника торгов, содержащее существенные условия договора - оферта, в) принятие данных предложений организатором торгов (акцепт) - определение выигравшего) и 2) подписание организатором и победителем протокола об итогах торгов.

Задаток при проведении торгов

Размер задатка, вносимого в счет обеспечения оплаты выставляемого на аукцион имущества, устанавливается в зависимости от размера начальной цены продажи имущества. Положение о продаже имущества на аукционе содержит следующие правила определения задатка. В случае продажи объекта приватизации, начальная цена которого не превышает одного миллиона МРОТ, задаток устанавливается в размере 80 процентов начальной цены; в случае продажи приватизируемого имущества, начальная цена которого составляет от одного до трех миллионов МРОТ - 60 процентов начальной цены продажи; при начальной цене продажи от трех до пяти миллионов МРОТ - 40 процентов, а при начальной цене, составляющей пять и более миллионов МРОТ, претенденту необходимо внести задаток в размере 20 процентов начальной цены продажи. При проведении конкурса размер вносимого задатка также зависит от начальной цены продажи имущества. Если начальная цена продажи имущества не превышает ста тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, задаток должен составлять 30 процентов начальной цены продажи. Во всех остальных случаях задаток устанавливается в размере 20 процентов начальной цены. Три функции, которые выполняет задаток в гражданском обороте, мы уже рассматривали. Будучи доказательством факта заключения договора и платежным средством, задаток по основному своему назначению является способом обеспечения обязательств. Необходимо отметить, что действующий ГК не содержит норм, предусматривающих возможность обеспечения задатком обязательств по предварительному договору, однако "не исключают возможности обеспечения задатком предварительного договора (ст. 429)". <*> Как верно отмечает К. И. Скловский, "именно предварительный договор как действительное обязательство хорошо обеспечивается задатком, причем исполнение одновременно и есть заключение договора (основного)". <**> -------------------------------- <*> М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С. 485. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <**> К. И. Скловский. Собственность в гражданском праве. Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1999. С. 476.

Что касается роли задатка как доказательства заключения договора, то в связи со спецификой заключения договора посредством проведения торгов доказательственная функция задатка не так ярко выражена: поскольку задаток вносят не претенденты, само по себе внесение задатка не является доказательством заключения договора, являющегося предметом торгов. В данном случае задаток вносится в качестве доказательства готовности претендента к участию в торгах и намерения заключить предварительный договор по результатам торгов. При уклонении (отказе) победителя торгов от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение договора купли-продажи. В этом проявляется обеспечительная или штрафная функция задатка, вносимого претендентами на участие в торгах. Здесь надо отметить одну особенность. В соответствии с п. 5 ст. 448 ГК РФ при уклонении одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения. Однако приватизационное законодательство содержит несколько иные правила. Данные положения ГК признать действительными лишь в случае уклонения продавца государственного или муниципального имущества от заключения договора купли-продажи с победителем торгов. С учетом ст. 217 ГК РФ, устанавливающей приоритет приватизационного законодательства, в случае уклонения победителя торгов от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества применяются правила, установленные в Положениях о продаже государственного и муниципального имущества на аукционах и конкурсах, т. е. победитель торгов утрачивает внесенный задаток и права на заключение договора купли-продажи имущества. Задаток как способ обеспечения является акцессорным (дополнительным) обязательством, которое следует судьбе основного обязательства и вступает в действие только между победителем торгов и их устроителем после проведения торгов. Именно этим объясняется, что устроитель торгов в случае их отмены возвращает принятый задаток в одинарном, а не двойном размере (как это имело бы место согласно общим правилам ст. 381 ГК). После исполнения обязательства сторон - продавца и победителя - заключить договора задаток сохраняет свою обеспечительную функцию, но уже по обязательству победителя торгов оплатить приобретаемое имущество. Данная норма прямо указана в п. 12 Положения об аукционе и п. 12 Положения о конкурсе. Таким образом, задаток, вносимый претендентами на участие в приватизационных торгах, обеспечивает, во-первых, подписание победителем торгов и их устроителем протокола об их итогах - заключение предварительного договора, во-вторых, - исполнение такого договора, то есть заключение основного договора купли-продажи имущества, и, наконец, - исполнение условий основного договора. Что касается платежной функции задатка, то следует признать, что сам по себе договор, заключаемый путем проведения торгов и являющийся предварительным договором для заключаемого впоследствии договора купли-продажи имущества, носит характер безвозмездного, право на заключение договора купли-продажи имущества предоставляется без обязательства его оплаты. Задаток, вносимый претендентами на участие в торгах, не является платой за участие или победу в торгах. По окончании торгов суммы задатков возвращаются участникам (кроме победителя) в предусмотренные законодательством сроки. Задаток, ранее внесенный победителем торгов на счета продавца, при заключении договора купли-продажи имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества. Победителем торгов признается претендент, предложивший наиболее выгодные условия, которые он согласен установить в договоре купли-продажи имущества, и выполнивший необходимые действия, среди которых нет оплаты участия в торгах. Таким образом, задаток, выполняя доказательственную, обеспечительную и штрафную функции для предварительного договора, заключаемого путем проведения торгов, в соответствии с установленными продавцом и принятыми покупателем правилами продажи приватизируемого имущества выполняет платежную функцию при оплате имущества по договору купли-продажи. Однако следует повторить, что согласно п. 12 Положения об аукционе и п. 12 Положения о конкурсе задаток, внесенный участником торгов, оказавшимся победителем, также обеспечивает оплату последним приобретаемого в соответствии с договором купли-продажи приватизируемого имущества, т. е. служит обеспечением и выполнением основного договора. В противном случае победитель аукциона, получивший в результате торгов право на заключение договора купли-продажи и заключивший этот договор, но впоследствии отказавшийся оплачивать приобретаемое имущество, не нес бы ответственность в виде потери задатка. Условия договора о задатке определяются продавцом приватизируемого имущества в соответствии с требованиями законодательства о проведении торгов, являются едиными для всех претендентов на участие в торгах и могут быть приняты ими не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Договор о задатке должен предусматривать размер задатка, порядок и сроки его внесения, банковские реквизиты, а также порядок возврата задатка в случаях, когда претендент не допущен к участию в торгах, не признан победителем торгов, отзывает заявку до признания его претендентом на участие в торгах. Условия договора о задатке публикуются в информационном сообщении. Оферентом в договоре о задатке выступает продавец приватизируемого имущества, акцептом договора о задатке можно считать совершение претендентом конклюдентных действий - подача заявки на участие в торгах с приложением необходимых документов и внесение задатка. Однако при проведении приватизационных торгов между их устроителем и претендентами договор о задатке заключается путем подписания единого документа (исключение составляют сделки приватизации при проведении спецаукционов, где внесение задатка не предусмотрено). Необходимо отметить, что обязательство по данному договору о задатке, как обеспечивающее и следующее судьбе основного обязательства, вступает в силу вместе с основным обязательством по подписанию победителем и устроителем торгов протокола об их итогах. Определение срока и условий внесения задатка претендентами, других условий договора о задатке и заключение с ними договора о задатке является функциями продавца имущества, которые он не вправе передать назначенному представителю по проведению торгов, за исключением случаев, когда такими представителями в установленном порядке назначаются фонды имущества субъектов Российской Федерации. Правилами о проведении торгов предусмотрено, что обязанность претендента по внесению задатка считается исполненной при поступлении суммы задатка на счет продавца, указанный в информационном сообщении. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет продавца, является выписка из счета, которую продавец или его представитель обязаны представить в комиссию до момента признания претендентов участниками торгов. Одновременно продавец направляет претендентам уведомления о поступлении на свои счета задатков.

Название документа