Является ли нарушением налогового законодательства предъявление налогоплательщиком НДС к вычету позже периода, в котором право на налоговый вычет возникло?

Ответ: Рассматриваемый вопрос, как правило, возникает у налогоплательщиков в период значительного превышения сумм НДС, подлежащих вычету, над суммами налога, исчисленного с реализации товаров (работ, услуг). Не менее актуальным является подобный вопрос при реализации налоговыми органами Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.2007, так как одним из критериев для отбора является отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период (доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев).

ФНС России в Письме от 31.07.2007 N 06-1-04/505 отметила, что планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. При этом соответствие деятельности налогоплательщика Критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий.

Однако на практике возможно применение так называемых предложений налогоплательщикам, соответствующим вышеуказанному критерию, об уменьшении суммы вычетов в одном налоговом периоде и переносе на другой либо разнесении на несколько налоговых периодов. Вопрос о правомерности подобных предложений - тема для отдельного рассмотрения. В настоящем же материале указание на подобные факты является лишь подтверждением актуальности вопроса о возможности переноса сумм налоговых вычетов на более поздний период по сравнению с тем, в который право на их применение возникло.

В данной ситуации представляется логичным вопрос о возможности возникновения впоследствии претензий налоговых органов к предъявлению налоговых вычетов в более поздний период. Тем более, как правило, указанные выше предложения в протоколах не отражаются и носят неформальный характер. При этом необходимо отметить, что арбитражная практика содержит прецеденты рассмотрения вопросов о подобных претензиях налоговых органов, следовательно, сам факт наличия арбитражной практики свидетельствует о возможности возникновения таких претензий.

Рассматривая порядок применения вычетов по НДС, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 172 Налогового кодекса РФ вычеты сумм налога, предусмотренных п. п. 1 - 8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ.

Из положений ст. 167 НК РФ, в частности, следует, что моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя дата - день отгрузки либо день оплаты. Следовательно, порядок применения вычетов законодательно напрямую поставлен в зависимость от даты отгрузки либо от даты оплаты.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный ст. 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Как следует из п. 1 ст. 173 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Из совокупности указанных норм можно сделать вывод о том, что период применения налоговых вычетов напрямую связан с периодом их возникновения.

Однако можно сделать и иной вывод: налоговое законодательство не предусматривает запрет на более позднее применение налоговых вычетов по НДС, а также прямо не устанавливает возможность подобного применения. При этом п. 7 ст. 3 НК РФ содержит правило для подобных ситуаций - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Необходимо отметить и наличие арбитражной практики по рассматриваемому вопросу, подтверждающей как один, так и другой вывод.

В частности, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 07.06.2005 N 1321/05 отметил, что утверждение об отсутствии в НК РФ положений, которыми регламентирован порядок отражения в декларациях сведений о суммах НДС, уплаченных налогоплательщиком поставщикам товаров (работ, услуг), применительно к конкретным налоговым периодам необоснованно.

Аналогичный вывод Президиум ВАС РФ сделал в Постановлении от 18.10.2005 N 4047/05, указав на то, что п. 2 ст. 173 НК РФ предоставляет возможность возмещения налогоплательщику сумм НДС в случае превышения налоговых вычетов, указанных в декларации, над суммами налога, исчисленного в связи с реализацией товаров (работ, услуг), применительно к определенному налоговому периоду. Следовательно, отражение в налоговой декларации сумм налоговых вычетов, относящихся к иному налоговому периоду, является незаконным.

При этом предлагаем также учитывать арбитражную практику, складывающуюся в настоящее время. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 22.04.2008 N А10-4226/07-Ф02-1504/08 отметил: нормами действующего налогового законодательства не предусмотрено, что факт предъявления к вычету НДС в более поздние налоговые периоды, нежели в периоде получения налогоплательщиком права на этот вычет, является налоговым правонарушением. К аналогичным выводам с учетом особенностей конкретных дел пришли ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 26.09.2008 N Ф03-А73/08-2/3576 и ФАС Уральского округа в Постановлении от 22.01.2008 N Ф09-11300/07-С2.

Указанную позицию можно дополнить мнением ВАС РФ, отраженным в Определениях от 07.12.2007 N 16306/07, от 09.11.2007 N 14041/07, согласно которому предъявление сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), к вычету в более поздний период не влечет занижения налогооблагаемой базы и, следовательно, не может служить основанием к доначислению налога и привлечению к ответственности за неуплату налога.

Кроме того, в Определениях ВАС РФ от 08.08.2008 N 9551/08, от 08.08.2008 N 9726/08 отмечено, что НК РФ не содержит требований о том, что сумма налога может приниматься к вычету только в периоде реализации товара и не может быть принята к вычету в последующих налоговых периодах, не превышающих 3-летний срок с момента окончания налогового периода, в котором был уплачен налог. При этом со ссылкой на Постановление ВАС РФ от 11.03.2008 N 14309/07 указано, что нецелесообразность перенесения показателей сумм налоговых вычетов из декларации за один период в декларацию за другой период сама по себе не может являться основанием для лишения налогоплательщика права на обоснованную налоговую выгоду.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод об отсутствии сформировавшейся единообразной арбитражной практики по рассматриваемому вопросу.

Налогоплательщику же, как в случае наличия вышеуказанных предложений, так и в других случаях, придется самостоятельно принимать решение о том, переносить или не переносить суммы налоговых вычетов по НДС на более поздние периоды, учитывая возможность возникновения вышеизложенных неблагоприятных последствий.

Кроме того, напоминаем, что в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам. При этом согласно ст. ст. 137 и 138 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

П. С.Долгополов

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

18.11.2008