О порядке определения налоговой базы по налогу на прибыль нотариальной палатой, уставом которой предусмотрено создание за счет членских взносов фондов, в том числе с целью социальной защиты нотариусов, помощи нотариусам в осуществлении профессиональной деятельности, благотворительной деятельности

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 ноября 2008 г. N 03-03-06/4/79

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная палата - некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и своим уставом.

Статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате установлено, что полномочия нотариальной палаты определяются данными Основами, а также ее уставом.

Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности.

Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.

Имущество нотариальной палаты формируется за счет членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, а также за счет иных поступлений, предусмотренных гражданским законодательством и законодательством о некоммерческих организациях.

Перечень целевых поступлений некоммерческих организаций, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли, установлен п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Предусмотренные п. 2 ст. 251 Налогового кодекса целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом - источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности.

Использование полученных средств не по целевому назначению или нарушение условий предоставления целевого финансирования, предусмотренных организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, влечет последствия, предусмотренные п. 14 ст. 250 Налогового кодекса.

Согласно п. 14 ст. 250 Налогового кодекса использованные не по целевому назначению имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщика. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

В письме указано, что уставом нотариальной палаты предусмотрено создание за счет членских взносов фондов, в том числе с целью социальной защиты нотариусов, помощи нотариусам в осуществлении профессиональной деятельности, для благотворительной деятельности.

Таким образом, расходование средств указанных фондов может признаваться целевым в целях ст. 251 Налогового кодекса в случае, если средства из фондов направляются на предусмотренные уставом нотариальной палаты цели социальной защиты нотариусов, помощи нотариусам в осуществлении профессиональной деятельности, благотворительной деятельности.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

14.11.2008