Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы привлек организацию к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства о рекламе, выразившееся в размещении в газете объявления рекламного характера о реализации организацией аптечек первой помощи (автомобильных), укомплектованных лекарственными средствами, при отсутствии у организации лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности. Правомерны ли действия ФАС России?

Ответ: В соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416, к фармацевтической деятельности относится деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающая оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

Исходя из Приказа Минздравмедпрома России от 20.08.1996 N 325, утвердившего состав аптечки первой помощи (автомобильной), в нее, кроме изделий медицинского назначения, входят лекарственные средства (анальгин, аспирин, нитроглицерин, валидол и т. д.).

При этом ч. 7 ст. 7 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установлен запрет на рекламу товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии со ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Следовательно, при указанных обстоятельствах организация, не имеющая соответствующей лицензии, разместив в газете указанную рекламу, нарушила законодательство о рекламе и правомерно привлечена ФАС России к ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ.

Указанный вывод, в частности, подтверждается Постановлениями Президиума ВАС РФ от 19.02.2008 N 11938/07, ФАС Волго-Вятского округа от 27.02.2008 по делу N А43-6232/2007-38-222, ФАС Центрального округа от 18.09.2008 по делу N А14-969/2008/39/28.

Р. Ю.Ермаков

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

13.11.2008