Новая "эра" в налогообложении прибыли. 25 глава НК РФ и некоммерческие организации

(Парфенова Г. Ч.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НОВАЯ "ЭРА" В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ.

25 ГЛАВА НК РФ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 декабря 2001 года

Г. Ч. ПАРФЕНОВА

Парфенова Г. Ч., советник налоговой службы III ранга.

Новая "эра" в налогообложении прибыли, в том числе некоммерческих организаций, подпадающих под статус налогоплательщиков, наступит с вступлением в силу с 1 января 2002 года 25 главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ (в редакции от 08.07.99) "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией (далее - НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Однако наряду с некоммерческой на основании пункта 2 статьи 24 вышеназванного Закона некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

К такой деятельности относится приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации.

Сегодня насчитывается более 20 организационно - правовых форм НКО.

О предстоящем начале нового периода для налога на прибыль возвестил Федеральный закон от 06.08.01 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

Статьями Кодекса внесены значительные изменения в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль (в том числе для некоммерческих организаций), действующий до указанной даты в рамках отменяемого новым законодательным актом Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль).

Пунктом 10 статьи 2 указанного Закона предусмотрено, что бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами, а пунктом 2.12 Инструкции МНС России от 15.06.00 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" конкретизировано, что порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами некоммерческих организаций (кроме бюджетных) производится аналогично порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятий.

Отдельные абзацы и пункты статей 1, 2, 6, 9, 10 и 10.1 Закона о налоге на прибыль будут действовать и после 1 января 2002 года до определенных НК РФ моментов.

Прежде всего это касается льгот по налогу, которые отменяются в особом порядке, рассматриваемом ниже по тексту.

До вступления в силу главы 25 НК РФ порядок взимания данного налога регулируется одновременно несколькими правовыми актами: Законом о налоге на прибыль, Инструкцией МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62), а также инструкциями, разъясняющими налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц и бюджетных организаций (учреждений). К последним относятся соответственно Инструкции ГНС РФ от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" и от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и предоставления отчетности в налоговые органы".

В настоящее время параллельно с вышеуказанными нормативно - правовыми актами при исчислении налога на прибыль налогоплательщики пользуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (далее - Положение о составе затрат).

В отсутствие на сегодняшний день комплексной системы налогового учета для целей определения размера налоговой базы по налогу на прибыль организации используют также нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета (данные которого впоследствии подлежат корректировке) и составление бухгалтерской отчетности.

В основном это целый ряд Положений по бухгалтерскому учету так называемых ПБУ. На момент написания данной статьи утверждено 15 ПБУ. Четырнадцать из них действуют в 2001 году. На организации, занимающиеся коммерческой (предпринимательской) деятельностью, распространяются все действующие ПБУ.

Учитывая требования времени, законодатели попытались подробно описать механизм (независимый от порядка ведения бухгалтерского учета) налогообложения прибыли (как российских, так и иностранных организаций (запускаемый в действие с будущего года) в рамках единого систематизированного законодательного документа - Налогового кодекса.

Наиболее революционным нововведением является отмена налоговых льгот, снижение совокупной налоговой ставки до 24 процентов (сегодня - 35 процентов), единой для видов деятельности юридических лиц, занятых в различных отраслях экономики, и обязательная самостоятельная организация налогоплательщиками системы налогового учета (как основы для исчисления налоговой базы), отличного от бухгалтерского учета.

Отметим, что по сравнению с Законом о налоге на прибыль круг плательщиков налога сужен, из него исключены филиалы и другие обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, которые до 1 января 2002 года исполняют обязанности этих организаций по уплате налога на прибыль в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета".

В 2002 году филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являясь налогоплательщиками, вправе продолжать выполнение обязанностей этих организаций по уплате налогов и сборов, что предусмотрено налоговым законодательством с введением в действие абзаца второго статьи 19 части первой НК РФ.

Порядок (вводимый в действие с будущего года) исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, установлен статьей 288 главы 25 части второй НК РФ.

В тексте главы 25 части второй НК РФ четко формулируются определение объекта налогообложения, правила его определения, дается классификация налоговых доходов и расходов, формирующих объект налогообложения, перечень видов доходов и расходов, не учитываемых для целей налогообложения, а также рассматривается новый подход к определению налоговой базы.

Статья 274 НК РФ налоговую базу по налогу на прибыль определяет как денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. Она исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода.

В соответствии со статьями 271 - 272 Кодекса для целей налогообложения все налогоплательщики будут определять доходы и расходы по методу начисления, за исключением организаций, имеющих право применять для этого кассовый метод. Организации будет предоставлено право определять дату получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу в случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал (статья 273 НК РФ).

Наряду с этим в указанной главе Кодекса по-новому представлена амортизационная политика организаций, в том числе отражен иной порядок начисления в целях налогообложения амортизации имущества организаций с распределением имущества по амортизационным группам.

Также в 25 главе НК РФ определен новый способ переноса убытков текущего периода на будущий год и раскрыты особенности налогообложения прибыли, полученной от следующих видов деятельности: долевого участия в других организациях, при договоре доверительного управления имуществом, при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации, по доходам, полученным участниками договора простого товарищества, при уступке (переуступке) права требования, по операциям с ценными бумагами, страховой и банковской деятельности, а также особенности исчисления налога на прибыль иностранными юридическими лицами.

Очень важным изменением в порядке уплаты налога на прибыль явилась отмена дополнительных платежей, которые рассчитывались налогоплательщиками с учетом ставки рефинансирования Банка России и в значительной мере усложняли механизм исчисления и уплаты налога.

Напомним, что в настоящее время разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.

Несмотря на подробность отдельных статей, глава 25 части второй НК РФ не содержит исчерпывающей информации для ответа на все возникающие при ее изучении вопросы, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль. В связи с этим данный документ (Налоговый кодекс) - не единственный в отношении регулирования налогообложения прибыли и требует дальнейших разъяснений и комментариев, а также методических рекомендаций по его применению на практике.

Так, до 15 января 2002 года Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить документ, на основании которого будет определяться размер амортизационных отчислений, включаемых в целях налогообложения в состав расходов организации. Это так называемая Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Подробного рассмотрения с соответствующими комментариями в данной статье требуют вопросы, связанные с изменением порядка учета в целях налогообложения прибыли процентов по долговым обязательствам, а также суммовых разниц.

Излагаемый ниже порядок отражения вышеназванных расходов также может относиться и к некоммерческим организациям, занимающимся предпринимательской деятельностью.

Признание процентов по долговым обязательствам (включая займы и кредиты) внереализационными расходами в целях налогообложения прибыли

Главой 25 Кодекса впервые законодательно закреплена норма, в соответствии с которой проценты по всем долговым обязательствам (включая кредиты и займы как текущего, так и инвестиционного характера), в целях налогообложения прибыли с 01.01.02 признаются внереализационными расходами.

До 01.01.02 в целях налогообложения к внереализационным расходам относятся только проценты, уплачиваемые эмитентом по облигациям согласно порядку, предусмотренному пунктом 15 Положения о составе затрат.

Указанным Положением предусмотрено, что проценты, уплачиваемые по договорам займа и кредитным договорам, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и признаются затратами в целях налогообложения в пределах ставки рефинансирования, увеличенной на три пункта, если займы и кредиты получены для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг); по ссудам, полученным в иностранной валюте, по ставке 15 процентов, увеличенной на три пункта.

Согласно статье 252 НК РФ указанной главы НК РФ части второй в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании пункта 2) статьи 265 главы 25 НК РФ части второй в состав уменьшающих доходы внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, наряду с остальными обоснованными затратами на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, включаются, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком.

При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц), и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем).

Статьей 269 главы 25 НК РФ части второй предусмотрены особенности отнесения процентов по полученным заемным средствам к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли в 2002 году.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Кодекса в целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы или иные заимствования независимо от формы их оформления.

При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях.

Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки под аналогичные по качеству обеспечения и попадающие в ту же группу кредитного риска. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по долговому обязательству, выданному в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и на 15 процентов - по кредитам в иностранной валюте.

Период, в котором оформляется долговое обязательство (например, предоставление или выдача кредита банка), на который в тексте главы 25 НК РФ части второй нет прямой ссылки, может не совпадать с периодом фактического пользования заемными средствами.

В статье 10 Федерального закона N 110-ФЗ определены основные переходные положения от порядка исчисления и уплаты налога на прибыль, действующего сегодня, к порядку исчисления и уплаты налога на прибыль согласно нормам главы 25 НК РФ.

Таким образом, с учетом положений переходного периода при формировании в 2002 году налоговой базы по налогу на прибыль учитываются проценты, начисленные в рамках этого налогового периода (2002 года) на основании договоров, заключенных как в 2001, так и в 2002 годах за фактическое время пользования заемными средствами в течение 2002 года по долговому обязательству любого вида (в том числе кредиту банка) вне зависимости от характера предоставленного кредита в полной сумме при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно (более чем на 20 процентов) не отклоняется от среднего рыночного уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде (квартале) на сопоставимых условиях.

В случае, если ранее налогоплательщик не пользовался заемными средствами, рассчитывается предельная величина процентов, признаваемых расходом. Данный расход учитывается в целях налогообложения прибыли в пределах лимита, установленного статьей 269 Кодекса.

При этом вышеназванные расходы не должны учитываться в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) организации - заемщика, сформированной по итогам 2001 года, кредит банка должен быть использован для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, а вышеназванные расходы следует обосновать и документально подтвердить.

Следует иметь в виду, что на основании пунктов 8 и 12 соответственно статьи 270 главы 25 Кодекса для исчисления налоговой базы не принимаются: расходы в виде процентов, начисленных налогоплательщиком - заемщиком кредитору сверх сумм, принимаемых к расходу в соответствии со статьей 269 настоящего Кодекса.

Особенности отнесения в 2002 году в целях налогообложения прибыли российской организации - заемщика процентов по заемным средствам, предоставленным организацией - нерезидентом

Особые условия исчисления признаваемых расходами процентов по полученным заемным средствам предусмотрены пунктом 2 статьи 269 Кодекса в случае, когда заимодавцем выступает иностранное юридическое лицо, владеющее более 20 процентами уставного капитала российской организации - заемщика.

В данной статье указано следующее.

Если размер непогашенных налогоплательщиком - российской организацией долговых обязательств, предоставленных иностранной организацией, более чем в три раза (для кредитных организаций и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - более чем в двенадцать с половиной раз) превышает разницу между суммой его активов и величиной обязательств (далее для целей настоящего пункта - собственный капитал) на последний день каждого отчетного (налогового) периода, то при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, применяются следующие правила.

В целях настоящего пункта при определении собственного капитала в расчет не принимаются долговые обязательства в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации (далее в настоящей статье - контролируемая задолженность), то налогоплательщик обязан на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления величины процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на величину коэффициента капитализации, рассчитываемого на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на три (для кредитных организаций и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - на двенадцать с половиной).

Пунктом 3 вышеназванной статьи Кодекса определено, что в состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, но не более фактически начисленных процентов.

При этом правила, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность не является контролируемой.

Таким образом, в целях исчисления в 2002 году налоговой базы российской организации - заемщика (не являющейся кредитной организацией и не занимающейся лизинговой деятельностью), пользующейся заемными средствами организации - нерезидента, доходы, принимаемые при определении финансового результата (прибыли) отчетного (налогового) периода, подлежат уменьшению на предельную величину, рассчитанную в вышеизложенном порядке с учетом коэффициента капитализации, признаваемых расходом процентов по непогашенной задолженности по долговому обязательству (займу) только перед иностранной организацией (нерезидентом), прямо или косвенно владеющей более 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации (то есть по непогашенной контролируемой задолженности), но не более фактически начисленных (то есть начисленных за фактическое время пользования заемными средствами) процентов.

Данный порядок уменьшения доходов, принимаемых для целей налогообложения, применяется в случае, если размер вышеуказанных не погашенных российской организацией долговых обязательств более чем в 3 раза превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств на последний день каждого отчетного (налогового) периода.

В ином случае, если обязательства меньше, то в целях налогообложения прибыли причитающиеся к уплате проценты признаются расходами организации в обычном порядке.

При этом обязательно соблюдение условий, при которых расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, обоснованы и документально подтверждены.

Согласно пункту 4 статьи 269 Кодекса положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 настоящей статьи, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 НК РФ части второй.

Как отмечено выше, при определении налоговой базы не учитываются: расходы в виде процентов, начисленных налогоплательщиком - заемщиком кредитору сверх сумм, принимаемых к расходу в соответствии со статьей 269 настоящего Кодекса.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что вышеописанный механизм учета процентов по кредитам банков и другим заемным средствам (в частности, организаций - нерезидентов) действует в 2002 году для исчисления налогооблагаемой прибыли большинства российских организаций - заемщиков, как правило, признающих доходы и расходы в целях налогообложения методом начисления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 273 Кодекса в случае учета выручки в целях налогообложения кассовым методом вышеназванные расходы (начисленные проценты) принимаются к вычету по мере уплаты процентов за пользование кредитами банков или иными заемными средствами.

Далее рассмотрим основные изменения в порядке отражения суммовых разниц в целях налогообложения прибыли российских организаций.

Изменения в порядке отражения суммовых разниц в целях налогообложения прибыли

В соответствии с пунктом 7 статьи 271 НК РФ части второй суммовой признается разница, образующаяся у налогоплательщика при возникновении суммы обязательств в рублях, исчисленной по установленному курсу иностранной валюты или условных денежных единиц, не соответствующей размеру фактически поступившей оплаты в российских рублях. При этом, учитывая содержание вышеуказанного пункта, а также статьи 316 Кодекса, сумму обязательств организации в рублях следует исчислять на дату признания дохода (например, в обязательстве по поставке продукции - на дату отгрузки).

На основании вышеназванных пункта 7 статьи 271, а также статьи 316 Кодекса, независимо от применяемого организацией порядка отражения суммовых разниц в бухгалтерском учете, с 1 января 2002 года (даты введения в действие 25 главы части второй Кодекса) в целях налогообложения прибыли возникающие суммовые разницы будут учитываться в составе внереализационных доходов или расходов. При этом суммовые разницы не будут влиять (увеличивать, уменьшать) на величину выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации - продавца, а также на стоимость приобретаемого имущества организации - покупателя.

В настоящее время отрицательные суммовые разницы, признаваемые по правилам бухгалтерского учета в составе прочих операционных расходов, не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Рассмотрим порядок отмены льгот по налогу на прибыль в целом, в том числе специальных льгот для налогоплательщиков - некоммерческих организаций, занимающихся в настоящее время не запрещенной для них Уставом, а также законодательно, предпринимательской деятельностью.

Статьей 2 Федерального закона N 110-ФЗ предусмотрено, что до вступления в силу главы НК РФ, регулирующей специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, сохранена действующая льгота по освобождению от налогообложения прибыли предприятий, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, установленная пунктом 5 статьи 1 Закона о налоге на прибыль.

4 апреля 2001 года принят Государственной Думой и направлен на рассмотрение в Совет Федерации Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Данный Федеральный закон предусматривает введение в действие главы НК РФ, устанавливающей специальный налоговый режим "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)".

При условии введения в действие соответствующим Законом субъекта Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации единого сельскохозяйственного налога освобождается от налогообложения прибыль организаций - сельскохозяйственных товаропроизводителей, правомочных перейти на уплату указанного налога.

Малые предприятия продолжают пользоваться установленными пунктом 4 статьи 6 Закона о налоге на прибыль льготами по налогу, срок действия которых не истек на дату вступления в силу 25 главы НК РФ, до конца периода предоставления льгот.

Например, в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, производящие (перерабатывающие) сельскохозяйственную продукцию, а также производящие продовольственные товары, товары народного потребления, строительные материалы, медицинскую технику, лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Аналогичная льгота распространяется на малые предприятия при строительстве объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы).

Эта льгота применяется при условии, что объем выручки от названных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Указанные малые предприятия в третий и четвертый годы работы уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль в случае, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Иными словами, Кодексом разрешено организациям, созданным до 2002 года и имеющим льготы, пользоваться ими до конца их действия.

Вновь созданным организациям такая льгота предоставляться не будет.

В пункте 4 статьи 2 Закона о налоге на прибыль указан порядок определения налоговой базы по облигациям, полученным при новации государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОВГВЗ).

Независимо от введения в действие Закона N 110-ФЗ данный порядок должен применяться владельцами указанных облигаций до полного выбытия облигаций с баланса организации.

Предусмотренная абзацем десятым пункта 6 статьи 6 Закона о налоге на прибыль льгота по освобождению от налогообложения прибыли предприятий, находящихся в регионах, пострадавших от радиоактивного заражения (вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф), действует до завершения реализации начатых и реализуемых на дату введения в действие Закона N 110-ФЗ программ по ликвидации последствий радиационных катастроф.

В соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 6 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, независимо от вступления в силу новой главы, до окончания осуществления целевых социально - экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания центров профессиональной переподготовки военнослужащих за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи международных организаций и правительств иностранных государств в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями от налогообложения освобождена прибыль, полученная российскими и иностранными юридическими лицами от выполнения строительно - монтажных работ и оказания консультационных услуг в процессе осуществления вышеуказанной деятельности.

Предусмотренная абзацем двадцать седьмым пункта 6 статьи 6 Закона N 110-ФЗ льгота в отношении прибыли, полученной от вновь созданного до введения в действие настоящей главы производства, сохраняет свое действие в пределах периода (срока) окупаемости такого производства. При этом суммарный срок использования налогоплательщиком указанной льготы не может превышать трех лет.

Вышеназванным Законом также установлено, что положения Закона о налоге на прибыль, затрагивающие исчисление и порядок налогообложения прибыли, доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия при исполнении положений соглашений о разделе продукции, будут действовать до принятия главы НК РФ, определяющей специальный режим налогообложения этой деятельности.

Так, на основании абзаца первого пункта 6 и абзаца девятого пункта 8 статьи 2 Закона о налоге на прибыль, прибыль, полученная инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции, включается в состав внереализационных доходов, но не учитывается в целях налогообложения (вычитается из валовой прибыли).

Дополнительные льготы по налогу, установленные (помимо федеральных льгот) для налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, согласно пункту 9 статьи 6 данного Закона законодательными органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты, действуют до окончания срока их (льгот) предоставления.

В случае, если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.

Подлежит отмене льгота, которая предусмотрена подпунктом "б" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль. В данном пункте названной статьи указано, что при исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (согласно утвержденным местными органами государственной власти нормативам) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий.

Несмотря на отмену данной льготы положение налогоплательщика не ухудшается, так как согласно подпункту 32 пункта 1 статьи 264 главы 25 НК РФ части второй расходы обслуживающих производств и хозяйств, включая расходы по содержанию объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, включены в состав прочих расходов, связанных с реализацией, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

С введением в действие новой главы НК РФ части второй отменяются и специальные федеральные льготы, используемые в настоящее время некоммерческими организациями, отдельные из которых (так же как и вышеназванная льгота), претерпевая метаморфозу, оставляют неизменным налоговое бремя налогоплательщиков (без учета остальных элементов налогового механизма).

Так, отменяются льготы, действующие сегодня на основании абзацев третьего и седьмого пункта 6 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, в соответствии с которыми не подлежит налогообложению прибыль общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов, а также прибыль предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов.

Вместе с тем подпунктом 38 пункта 1 статьи 264 главы 25 Кодекса обусловлено включение в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией расходов (кроме расходов, связанных с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), осуществленных налогоплательщиками - организациями, использующими труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов в том случае, если от общего числа работников такой организации инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля заработной платы инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов.

Также в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включены расходы (кроме расходов, связанных с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), осуществленные налогоплательщиками - общественными организациями инвалидов, а также налогоплательщиками - учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (подпункт 39 пункта 1 статьи 264).

Наряду с отменой иных льгот, с нового года прекращают существование следующие льготы по налогу на прибыль для некоммерческих организаций.

Отменяются льготы, в соответствии с которыми согласно подпунктам "г" и "к" соответственно пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль при исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении, и на суммы, направляемые товариществами собственников жилья, жилищно - строительными, жилищными потребительскими кооперативами на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, в целях управления которыми и эксплуатации которых указанные организации были созданы.

Утрачивают действие льготы, предусмотренные пунктом 6 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, в частности, освобождающие от налогообложения прибыль религиозных объединений, хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных объединений, от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения, а также иную прибыль указанных хозяйственных обществ в части, используемой на осуществление такими объединениями религиозной деятельности. При этом организации, применяющие сегодня данную льготу, должны вести раздельный учет прибыли, полученной от данных видов деятельности. Эта отменяемая льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.

Вместе с названной отменяется льгота, предусматривающая освобождение от налогообложения прибыли общественных объединений охотников и рыболовов, а также находящихся в их собственности предприятий, полученная от реализации товаров (работ, услуг) охотничье - рыболовного, спортивно - оздоровительного и природоохранного назначения.

Аналогично утрачивает силу льгота, действующая согласно пункту 3 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, в соответствии с которой уменьшается налогооблагаемая прибыль предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, зарегистрированных в установленном порядке.

Следует отметить, что с введением главы 25 НК РФ отменяется предусмотренное пунктом 9 статьи 6 Закона о налоге на прибыль право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.

Прежде чем перейти к постатейному рассмотрению прочих изменений, происшедших в налогообложении (помимо описанного выше порядка отмены налоговых льгот) прибыли некоммерческих организаций в связи с принятием главы 25 части второй НК РФ, отметим наиболее значимое новшество.

С нового года практически все некоммерческие организации, как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, получившие даже разовый доход, а следовательно, и прибыль (в случае превышения дохода над связанным с ним расходом, за исключением целевых поступлений и связанных с ними расходов), вовлекаются в круг плательщиков налога на прибыль.

В соответствии с Законом о налоге на прибыль плательщиками налога на прибыль являются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность (подпункт "а" пункта 1 статьи 1).

Статья 246 главы 25 части второй НК РФ гласит, что налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее - налогоплательщиками) признаются российские организации (все), а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 11 части первой НК РФ определено, что для целей налогообложения под организациями понимаются: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).

Как отмечено выше, согласно пункту 10 статьи 2 Закона о налоге на прибыль некоммерческие организации на сегодняшний день уплачивают налог на прибыль только с суммы превышения доходов от предпринимательской деятельности над расходами от такой деятельности.

Из вышеизложенного, а также формулировок статьи 247 и последнего абзаца пункта 2 статьи 249 главы 25 части второй НК РФ следует, что некоммерческие организации должны уплачивать налог на прибыль с суммы превышения доходов над расходами от любой деятельности, иной, чем деятельность, связанная с получением и расходованием целевых поступлений.

Таким образом, законодатели попытались разрешить извечный спор между налоговыми органами, с одной стороны, и аудиторами и налогоплательщиками, с другой стороны, об определении налоговой базы при расчете налога на прибыль некоммерческих организаций.

В случае, если некоммерческие организации занимаются предпринимательской деятельностью, то налогообложению подлежит прибыль, полученная в результате как превышения доходов от реализации товаров (работ, услуг) и (новое) имущественных прав над соответствующими им расходами (пункт 1 статьи 248), так и вероятного (при его наличии) превышения внереализационных доходов над внереализационными расходами (пункт 2 статьи 248).

При отсутствии у некоммерческой организации предпринимательской деятельности налог должен быть уплачен с возможной прибыли, полученной в результате превышения внереализационных доходов над внереализационными расходами (пункт 2 статьи 248).

Остановимся на вопросах исчисления налога на прибыль, полученную от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 249 доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

Как и в настоящее время, с введением в действие новой главы НК РФ полученные доходы подлежат уменьшению на сумму произведенных расходов.

Пунктом 1 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы некоммерческих организаций (подобно применению льготного режима налогообложения) не учитываются следующие доходы:

- средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (подпункт 6);

- имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования.

При этом организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (подпункт 15).

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования:

- в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

- в виде полученных грантов;

- в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

- безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, оборудование, используемое исключительно в образовательных целях (подпункт 23);

- основные средства, полученные организациями, входящими в структуру Российской оборонной спортивно - технической организации (далее - РОСТО) (при передаче их между двумя и более организациями, входящими в структуру РОСТО), использованные на подготовку граждан по военно - учетным специальностям, военно - патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно - прикладных видов спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 24).

В пункте 2 статьи 251 указано (еще одно нововведение), что при определении налоговой базы не учитываются также целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

1) осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично - правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

4) средства, полученные в рамках благотворительной деятельности;

5) совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;

6) пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;

7) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;

8) отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений);

9) средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально - культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

10) использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны Российской Федерации и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно - учетным специальностям, военно - патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно - прикладных видов спорта.

Положения настоящего пункта применяются при условии, что ведение учета доходов и расходов указанных целевых поступлений, а также сумм доходов и расходов от иной деятельности в организации производится раздельно.

В целях исчисления налогооблагаемой прибыли некоммерческая организация должна уменьшить полученные доходы от иной деятельности на сумму произведенных расходов, соответствующих указанным доходам.

На основании пункта 1 статьи 252 расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 253 главы 25 части второй НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно - конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

В отличие от действующего в настоящее время Положения о составе затрат (которое автоматически отменяется с введением в действие новой главы НК РФ), новая группировка расходов формируется только по элементам затрат.

Пунктом 2 статьи 253 предусмотрена следующая классификация расходов по элементам затрат:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Следует обратить особое внимание на порядок начисления амортизации имущества некоммерческих организаций.

Действующим в настоящее время Положением о составе затрат установлено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. N 1072.

На сегодняшний день (как уже отмечено) законодательно определено, что некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами аналогично порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятия.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н (в редакции от 24.03.2000 г. N 31н, а также в редакции от 30.03.2001 г. N 26) объекты основных средств, приобретенные некоммерческой организацией после 1 января 2000 г., амортизации не подлежат.

По объектам основных средств, приобретенным некоммерческой организацией до 1 января 2000 г., амортизация начисляется в установленном порядке.

Учитывая изложенное, МНС России по согласованию с Минфином России письмом от 03.11.2000 г. N ВГ-6-02/850@ сообщило, что считает возможным по основным средствам, приобретенным некоммерческими организациями после 1 января 2000 года за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности и используемых в целях осуществления этой деятельности, для целей исчисления налоговой базы определять и учитывать амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов в размере, определяемом Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".

Некоммерческие организации для целей формирования налоговой базы по налогу на прибыль корректировку суммы превышения доходов над расходами, от которой исчисляется налог на прибыль, на сумму указанных амортизационных отчислений с 1 января 2000 года производят по свободной строке 5.7 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (Приложение N 11 к Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"), а с момента вступления в силу Инструкции МНС России от 15.06.2000 г. N 62 - по свободной строке раздела 5 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (Приложение N 4 к Инструкции).

Согласно внесенным в правовые акты по бухгалтерскому учету изменениям имущество, в том числе объекты основных средств, приобретаемое за счет сметы некоммерческой организации независимо от его назначения (для уставной или предпринимательской деятельности) и принятое к бухгалтерскому учету после 1 января 2000 года, амортизации не подлежит.

В целях контроля использования указанного имущества некоммерческих организаций и оценки его реального физического состояния износ по нему может отражаться на отдельном забалансовом счете 016 - "Износ имущества некоммерческих организаций".

Новый порядок (отличный от используемого в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств") начисления амортизации имущества организаций, в том числе некоммерческих, действующий в целях налогообложения с 1 января 2002 года, предусмотрен в статьях 256 - 259 главы 25 части второй НК РФ. Он (порядок) предусматривает для всех организаций применение в налоговом учете только двух методов начисления амортизации (линейного и нелинейного (ускоренного)).

Не вдаваясь в подробности, отметим, что согласно пункту 2 статьи 256 главы 25 части второй НК РФ амортизации подлежит (так же, как и сегодня) только имущество, приобретенное в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое для таковой.

При этом не подлежат амортизации приобретенные произведения искусства, издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), а также имущество, первоначальная стоимость которого составляет до десяти тысяч рублей включительно. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете стоимостной порог гораздо ниже и составляет 2000 рублей.

Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

- переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

- переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

- находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

Остановимся на особенностях исчисления внереализационных доходов при исчислении налогооблагаемой прибыли некоммерческих организаций.

Руководствуясь статьей 250 НК РФ, к внереализационным доходам некоммерческой организации можно отнести следующие доходы, в частности:

1) от долевого участия в других организациях (подпункт 1);

2) от операций купли - продажи иностранной валюты, возникающие в случае, когда курс продажи (курс покупки) выше (ниже) официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России на дату совершения сделки (подпункт 2);

3) в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба (подпункт 3);

4) от сдачи имущества в аренду (субаренду);

5) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности) (подпункт 5);

6) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (подпункт 6);

7) в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьями 266, 267, 292, 294 и 300 настоящего Кодекса (подпункт 7);

8) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 данного Кодекса (подпункт 8).

При получении безвозмездно имущества (работ, услуг) оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, но не ниже остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и затрат на производство (приобретение) - по товарам (работам, услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки;

9) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде (подпункт 10);

10) в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России (подпункт 11);

11) в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 19 пункта 1 статьи 251 Кодекса) (подпункт 13);

12) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации (подпункт 14).

Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой МНС России, а налогоплательщики, получившие бюджетные средства, - по форме, утверждаемой Минфином России.

Указанные доходы для целей налогообложения подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения);

13) в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе расходов при формировании налоговой базы (подпункт 17).

На основании статьи 265 НК РФ внереализационные доходы подлежат уменьшению на сумму обоснованных и документально подтвержденных внереализационных расходов.

Особенности определения доходов и расходов негосударственных пенсионных фондов, а также расходов организаций системы потребительской кооперации (как разновидностей некоммерческих организаций) изложены в статьях 295 - 297 НК РФ.

Кроме того, для некоммерческих организаций (в составе ряда других видов организаций) установлен особый порядок исчисления авансовых платежей.

Так, бюджетные учреждения и прочие некоммерческие организации уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года).

В соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу теперь признается только календарный год.

Статьей 289 НК РФ части второй определена обязанность налогоплательщиков по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и авансовых платежей, налоговые декларации, формы которых будут существенно отличаться от существующих в настоящее время.

Налоговые декларации в упрощенной форме представляют:

за отчетный период - все налогоплательщики (кроме некоммерческих организаций);

по истечении налогового периода - некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль.

На момент написания данной статьи в МНС России готовятся к утверждению новые формы налоговых деклараций, к которым МНС России по согласованию с Минфином России должны быть изданы инструкции по их заполнению.

Кроме того, до конца 2002 года должны быть утверждены поправки к тексту 25 главы части второй НК РФ, а также МНС России разработаны методические рекомендации (с учетом поправок) по ее применению на практике.

Название документа