Может ли налоговый орган после вынесения арбитражным судом в отношении организации определения о введении финансового оздоровления начислять и требовать от нее уплаты пени и налоговых санкций, притом что согласно п. 1 ст. 81 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения такого определения не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления?

Ответ: В соответствии с абз. 12 ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) под финансовым оздоровлением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Пунктом 1 ст. 81 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

При этом необходимо отметить, что понятие финансовых санкций, а также порядок соотношения указанной нормы с законодательством о налогах и сборах ни Законом N 127-ФЗ, ни налоговым законодательством не предусмотрены.

Согласно п. 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Необходимо иметь в виду, что пеня является не мерой налоговой ответственности, а способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ, п. 18 Постановления Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9).

Кроме того, пени - это правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.09.2006 N 4047/06).

Понятие налоговой санкции предусмотрено п. п. 1, 2 ст. 114 НК РФ, согласно которым налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

Итак, налоговые санкции и пени имеют различную правовую природу.

Пленум ВАС РФ в п. 26 Постановления от 22.06.2006 N 25 указал, что при применении правил о прекращении начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абз. 9 п. 1 ст. 81, абз. 3 п. 2 ст. 95, абз. 3 п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ) судам следует учитывать, что указанное последствие наступает в отношении требований об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и, соответственно, определение размера в зависимости от продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных платежей.

Таким образом, названные правила подлежат применению, в частности, в отношении пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин (ст. 75 НК РФ, ст. 349 Таможенного кодекса РФ), за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, и платы за пользование данными средствами (п. 11 ст. 76, ст. ст. 290, 291 Бюджетного кодекса РФ).

Указанные положения Закона N 127-ФЗ не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного после введения соответствующей процедуры банкротства требования налогового (уполномоченного) органа о взыскании (включении в реестр) сумм налоговых санкций, в том числе предъявляемых за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ.

Согласно п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 требования о взыскании штрафов за налоговые правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов. При этом Закон N 127-ФЗ не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной п. 3 ст. 137 Закона N 127-ФЗ.

Таким образом, мораторий, установленный п. 1 ст. 81 Закона N 127-ФЗ, действует только в отношении пени за несвоевременную уплату налогов. На налоговые санкции указанная норма не распространяется, и, следовательно, налоговый орган может начислять и требовать уплаты налоговых санкций в порядке очередности, установленной п. 3 ст. 137 Закона N 127-ФЗ.

Р. Ю.Ермаков

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

13.11.2008