Налоговый орган в ходе камеральной проверки декларации по НДС, в которой организацией заявлено право на возмещение налога, направил требование о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов. Однако организация в ходе подготовки пакета документов для представления по требованию налогового органа обнаружила в счетах-фактурах, полученных от одного из контрагентов, являющегося индивидуальным предпринимателем, отсутствие реквизитов свидетельства о государственной регистрации и запросила у него исправленные счета-фактуры. Процесс переговоров с предпринимателем об исправлении счетов-фактур занял длительное время, в результате чего организация пропустила срок представления документов, указанный в требовании налогового органа. В связи с тем что уведомление о невозможности представить документы в установленный срок организацией в адрес налогового органа не направлялось, налоговый орган вынес решение об отказе в возмещении НДС. Может ли организация в подобном случае представить исправленные документы с целью подтверждения налоговых вычетов в арбитражный суд?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 176 Налогового кодекса РФ в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.

Согласно п. 8 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных указанным пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Пунктами 1, 3 ст. 93 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ при выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Как определено п. 2 ст. 169 НК РФ, счета-фактуры, составленные или выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18.12.2007 N 65 указал, что в силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ в суд налогоплательщик может обратиться только в случае нарушения его права на возмещение НДС, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной гл. 21 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей. Названная процедура не может считаться соблюденной налогоплательщиком, если им не выполнено требование налогового органа, предъявленное на основании п. 8 ст. 88 НК РФ, о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов. При этом следует учитывать, что представление документов, имеющих незначительные дефекты формы или содержания, в целях настоящего разъяснения не может рассматриваться как непредставление этих документов. При возникновении спора значительность таких дефектов оценивается судом. В случае выявления факта несоблюдения налогоплательщиком указанной процедуры (в том числе признания неуважительными причин непредставления налогоплательщиком необходимых документов в налоговый орган) при рассмотрении его заявления о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС (бездействия налогового органа) суд отказывает в удовлетворении такого заявления, имея в виду, что законность подобного решения (бездействия) оценивается судом исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения (в период бездействия).

Таким образом, в рассматриваемом случае обжалование решения налогового органа в суд не может подменять собой процедуру камеральной проверки и представление документов, подтверждающих правомерность налоговых вычетов, непосредственно в суд не может быть основанием для признания незаконным решения налогового органа.

При этом необходимо отметить, что отсутствие реквизитов свидетельства о государственной регистрации не может являться безусловным основанием для отказа в принятии к вычету НДС. Подобный вывод подтверждается, в частности, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.07.2007 N А19-26261/06-52-Ф02-4585/07.

Кроме того, даже в случае если организация решила внести исправления в счет-фактуру, она могла, в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ, письменно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены.

При этом в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 65 указано, что налогоплательщик вправе обратиться (повторно обратиться) в налоговый орган, выполнив надлежащим образом требования гл. 21 НК РФ. В случае несогласия с принятым налоговым органом решением налогоплательщик также может обжаловать это решение в судебном порядке.

Следовательно, организации в рассматриваемом случае надлежит представить документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, в налоговый орган, а в случае отказа налогового органа в рассмотрении данных документов или в возмещении НДС - обжаловать это решение в суд.

Р. Ю.Ермаков

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

13.11.2008