Уплачиваются ли взносы на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат в пользу граждан Белоруссии, временно пребывающих на территории России и работающих по трудовому договору?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются на выплаты только тем иностранцам, которые постоянно (на основе вида на жительство) или временно (на основе разрешения на временное проживание) проживают в России. На основании данных норм контролирующие органы разъясняют, что на выплаты гражданам Белоруссии, временно пребывающим на территории РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются (Письмо Минфина России от 30.10.2007 N 03-04-06-02/204, Письма УФНС России по г. Москве от 26.11.2007 N 21-13/112059@, от 30.06.2006 N 21-13/57477). Следуя разъяснениям контролирующих органов, работодателю на работников, временно пребывающих в России, не надо получать страховые свидетельства, начислять на выплаты в их пользу взносы и представлять сведения индивидуального персонифицированного учета (пп. 6, 8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ). Но, на наш взгляд, возможен и другой подход к разрешению этого вопроса.

Обязательному пенсионному страхованию не подлежат только иностранные граждане, временно пребывающие на территории России (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ). А Закон их определяет как лиц, прибывших в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивших миграционную карту, но не имеющих вида на жительство или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ). Однако гражданам Белоруссии, прибывающим в Российскую Федерацию, миграционные карты не выдаются (п. 2 Письма ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559). Таким образом, их статус не совсем соответствует статусу временно пребывающих в России иностранцев.

Кроме того, нельзя не учитывать, что наступление старости - это один из видов социальных страховых рисков (пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). А согласно Договору о равных правах граждан, заключенному между Россией и Белоруссией, гражданам обеих стран обеспечиваются равные права, в том числе на социальное обеспечение (ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25.12.1998).

В результате при определении права на трудовую пенсию и в России, и в Белоруссии учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный на территориях обеих стран, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (п. 1 ст. 11 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006). В России страховой стаж - это период работы или иной деятельности, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Для назначения пенсии достаточно 5 лет страхового стажа (ст. 2, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Если же белорусский гражданин, хотя и временно, но пребывает в России, работает на территории России в российской организации, то очевидно, что в Белоруссии за него взносы уплачиваться не будут. При этом по российскому законодательству этот период работы также не будет учтен в страховом стаже, поскольку взносы не уплачиваются и здесь (ст. 2 Федерального закона N 173-ФЗ). То есть время работы гражданина Белоруссии в России, скорее всего, выпадет из периода, который будет учитываться при назначении пенсии (п. 1 ст. 11 Договора от 24.01.2006), независимо от того, где будет подсчитываться страховой стаж и назначаться пенсия (ст. 12 Договора от 24.01.2006).

Учитывая сказанное, получается, что с выплат в пользу временно пребывающих в России и работающих здесь белорусских граждан должны исчисляться взносы согласно российскому пенсионному законодательству. Тем более что с экономической точки зрения работодатель ничего не потеряет: на суммы этих взносов будет уменьшена сумма ЕСН (абз. 2 п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ). Таким образом, на настоящий момент существуют две различные позиции по вопросу начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплаты, производимые гражданам Белоруссии, временно пребывающим на территории РФ. Предлагаем налогоплательщику самостоятельно принять решение с учетом изложенной информации.

А. В.Рымкевич

Издательство "Главная книга"

12.11.2008