Организация является одним из учредителей другой организации. По условиям учредительного договора организация уплачивает свой взнос в уставный капитал неденежными средствами, поэтому в качестве взноса организация передает основное средство. По данным налогового учета остаточная стоимость указанного основного средства составляет 18 900 руб. Вправе ли организация, получившая данное основное средство, полностью списать его в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ под основными средствами для целей налогообложения понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

В изложенной ситуации основное средство получено в качестве взноса в уставный капитал.

В соответствии с п. 1 ст. 277 НК РФ имущество, полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.

Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации, для получающей организации стоимость имущества будет равна 18 900 руб.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 254 НК РФ предусмотрено, что к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Иными словами, указанное в вопросе имущество организация может сразу списать в состав материальных расходов.

Однако с такой позицией не согласен Минфин России. В своем Письме от 01.04.2008 N 03-03-06/1/241 Минфин России указал, что единовременное списание в налоговом учете стоимости основных средств, остаточная стоимость которых менее 20 000 руб. и оставшийся срок полезного использования которых менее 12 месяцев, неправомерно.

По нашему мнению, позиция Минфина не бесспорна в связи с нижеследующим.

Во-первых, общий порядок определения первоначальной стоимости основных средств изложен в ст. 257 НК РФ.

Во-вторых, при принятии объекта на учет речь идет не об остаточной стоимости объекта, а о первоначальной.

В-третьих, несмотря на то, что имущество уже было в эксплуатации у передающей стороны, для получающей оно является совершенно новым основным средством в целях налогообложения. Поэтому и его стоимость является первоначальной.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, в данной ситуации организация вправе учесть полученное имущество по правилам пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Кроме того, в Письме Минфина России указано, что оно не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 мнение Минфина России имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем Письме.

Д. А.Марков

Аудиторско-консалтинговая группа "АИС"

12.11.2008