Вследствие преобразования муниципального образования (городского поселения) оно наделено статусом городского округа. В каком порядке следует применять в переходный период его преобразования нормативные правовые акты представительного органа данного муниципального образования о ЕНВД и местных налогах (земельный налог и налог на имущество физлиц), принятые до преобразования? В каком порядке принимаются и вступают в силу новые муниципальные правовые акты?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-461
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам о порядке применения в переходный период преобразования муниципальных образований нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности и местных налогах, принятых в установленном порядке до преобразования, а также о порядке принятия и вступления в силу новых муниципальных правовых актов и сообщается следующее.
Согласно п. 5 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Кодексом.
Полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению вышеуказанных налогов определены п. 4 ст. 12, гл. 26.3 и 31 Кодекса, а также Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
В соответствии с п. 4 ст. 12 Кодекса земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 данной статьи. Указанные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
Порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени определяется ст. 5 Кодекса. Пунктом 1 указанной статьи установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Пунктами 2 и 3 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" определены переходные положения о применении нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований о налогах в период с 1 января 2006 г. до 1 января 2009 г.
Положениями ч. 1.1 - 1.3 ст. 83 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в переходный период до 1 января 2009 г. законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с данным Федеральным законом поселений. Принятие указанных законов субъектов Российской Федерации осуществляется до 1 января 2006 г. С 1 января 2006 г. до окончания переходного периода указанные законы субъектов Российской Федерации принимаются не позднее чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могут быть изменены в течение финансового года. В переходный период указанными законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце имеется в виду пп. "л" и "н" п. 2 ст. 5, а не п. 1 ст. 5 Федерального закона N 184-ФЗ.
На основании пп. "б", "л" и "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения, а также регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, в частности, относятся правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, и правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 34 указанного Федерального закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования (ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Частью 2 ст. 43 и ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования; уставом муниципального образования регулируются вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце имеется в виду ч. 9 ст. 85, а не ст. 48 Федерального закона N 131-ФЗ.
На основании ч. 9 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ до приведения нормативных правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с требованиями данного Федерального закона указанные акты действуют в части, не противоречащей этому Федеральному закону.
Частью 10 указанной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Учитывая изложенное, Департамент полагает, что при преобразовании муниципального образования законом субъекта Российской Федерации должны быть урегулированы в соответствии с федеральными законами вопросы переходного периода, связанные с этим преобразованием, в том числе вопросы о соотношении муниципальных правовых актов, принятых представительными органами муниципального образования до и после его преобразования. На территории преобразуемого муниципального образования впредь до вступления в силу в установленном порядке муниципальных правовых актов, принятых вновь сформированными представительными органами, могут применяться муниципальные правовые акты, принятые в установленном порядке представительными органами муниципального образования до окончания срока их полномочий.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
10.11.2008