Организацией заключен государственный контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременным условием о продаже лесных насаждений, расположенных на оговоренных договорами землях лесного фонда. Возникает ли у организации предусмотренная п. 3 ст. 161 НК РФ обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДС по операциям продажи лесных насаждений в рамках контракта? Можно ли рассматривать плату за приобретенные лесные насаждения в качестве вносимой в бюджет платы за использование лесов, то есть платы за право пользования природными ресурсами по смыслу пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ?

Ответ: Исходя из позиции Минфина России, если по условиям заключенного государственного контракта организация наряду с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляет покупку лесных насаждений для заготовки древесины, плата за приобретенные лесные насаждения не может рассматриваться в качестве вносимой в бюджет платы за использование лесов, то есть платы за право пользования природными ресурсами по смыслу пп. 17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ. Соответственно, у организации возникает предусмотренная п. 3 ст. 161 НК РФ обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДС по операциям продажи лесных насаждений в рамках указанного контракта. Правомерность иной точки зрения организация, возможно, сможет доказать в судебном порядке.

Обоснование: Согласно ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при условии, что иное не установлено ЛК РФ.

Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с ЛК РФ, а также Гражданским кодексом РФ (ч. 2, 3 ст. 75 ЛК РФ).

По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1 ст. 75 ЛК РФ).

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключаются договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, и договоры купли-продажи лесных насаждений (ч. 3 ст. 19 ЛК РФ).

Абзацем 2 п. 3 ст. 161 НК РФ предусмотрено, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.

При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно пп. 1 и 4 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления налогового контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Пунктом 5 ст. 174 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минфина России от 29.12.2012 N 03-07-07/141, норма пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ на операции по реализации лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, не распространяется. Основания для применения освобождения от обложения НДС операций по реализации лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, отсутствуют.

Соответственно, у организации возникает предусмотренная п. 3 ст. 161 НК РФ обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДС по операциям продажи лесных насаждений в рамках указанного контракта.

В то же время точка зрения финансового ведомства не совпадает со сложившейся судебной практикой.

По мнению арбитражных судов, плата по договору купли-продажи лесных насаждений по своей правовой природе является вносимой в бюджет платой за использование лесов, то есть платой за право пользования природными ресурсами, а следовательно, данные платежи, в силу пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежат обложению НДС, а приобретатель данных лесных насаждений не является налоговым агентом.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2013 по делу N А66-10632/2012 судьи ссылаются на то, что в соответствии со ст. 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Следовательно, ЛК РФ устанавливаются два вида платежей за использование лесов.

Таким образом, плата по договору купли-продажи лесных насаждений, несмотря на ее обусловленность договором, по своей правовой природе является публично-правовым платежом за пользование природными ресурсами, поскольку необходимость заключения такого договора вытекает из требований ЛК РФ; одной из обязательных сторон договора являются федеральные и региональные органы исполнительной власти, муниципальные органы (то есть публичные органы) власти, а предметом договора купли-продажи лесных насаждений могут быть только лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору купли-продажи лесных насаждений только в части, не противоречащей ЛК РФ.

В соответствии с бюджетным законодательством плата за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (по нормативу 100%) поступает в доход федерального бюджета, а плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по такому договору, - в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 по делу N А66-10632/2012.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

20.11.2013