Организация (гостиница) планирует ввести систему скидок: выдавать клиентам номерные дисконтные карточки на предъявителя. Заказ на изготовление карточек предполагается разместить в типографии. При их получении клиенты будут заполнять небольшую анкету и расписываться в журнале учета выданных карточек. В дальнейшем при размещении в гостинице предъявители такой карточки смогут получить скидку 3%. При этом на копии счета, который будет оставаться у нас, администратор будет указывать номер карточки, на основании которой была предоставлена скидка. Данный порядок предоставления скидок будет закреплен в маркетинговой политике, утвержденной приказом генерального директора. Каким образом учитывать в целях исчисления налога на прибыль расходы на изготовление дисконтных карт?

Ответ: Дисконтная карта - это идентификационный документ, подтверждающий право на получение скидок. Реализация товаров (работ, услуг) по дисконтным картам подразумевает снижение их цены в рамках конкретной сделки. Вследствие снижения стоимости уменьшается величина обязательств по налогу на прибыль и НДС.

Следует внимательно подходить и к документальному подтверждению факта применения скидки. Так, в выдаваемых покупателю документах (акте выполненных услуг, кассовом чеке или бланке строгой отчетности) должна быть отражена предоставленная скидка.

В налоговом учете скидки, предоставляемые по дисконтной карте, не входят в расходы организации. Они уменьшают доход от реализации, то есть формируют уменьшенную выручку непосредственно в момент продажи товаров (оказания услуг), а не после выполнения покупателем определенных условий (пп. 19.1 п. 1 ст. 265, п. 2 ст. 249 Налогового кодекса РФ). НДС также начисляется на стоимость товара (услуги), уменьшенную на сумму скидки (п. 1 ст. 154 и п. 4 ст. 166 НК РФ).

Для покупателей-организаций получение скидки по дисконтной карте не создает никакого дохода. Что касается физических лиц, то на первый взгляд у них появляется материальная выгода и объект налогообложения по НДФЛ. Однако согласно пп. 2 п. 1 ст. 212 НК РФ материальную выгоду при приобретении товаров можно установить только при условии взаимозависимости сторон, а получение карты не приводит к взаимозависимости между покупателем и продавцом (ст. 20 НК РФ). Таким образом, продавец не должен выполнять роль налогового агента по отношению к держателю карты.

При использовании дисконтных карт следует обратить внимание на документальное оформление их применения. В специальном внутреннем документе (например, маркетинговой политике) следует указать способ и условия распространения, а также цены на карты в том случае, если они будут продаваться. Также следует прописать условия получения дисконтных карт. Данные условия следует приложить к каждой дисконтной карте при передаче ее покупателю. Это требуется для подтверждения обоснованности уменьшения выручки, налога на прибыль и НДС. При применении скидок в виде снижения цены единицы товара (работы, услуги) следует учитывать положения ст. 40 НК РФ. В частности, налоговые органы вправе проверять правильность применения цен при отклонении более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (п. 2 ст. 40 НК РФ). При установлении такого факта определяется рыночная цена товаров (работ, услуг). Если в результате понижения цена товара (работы, услуги) окажется более чем на 20% ниже рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), то выручка для целей налогообложения пересчитывается исходя из рыночной цены.

Что касается расходов на изготовление дисконтных карт, то в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В ст. 264 НК РФ приведен открытый перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции.

Учитывая, что применение дисконтных карт связано с реализацией товаров покупателям, являющимся их владельцами, по ценам с учетом скидок, затраты на их изготовление, по нашему мнению, признаются обоснованными, поскольку они произведены для осуществления деятельности, направленной на увеличение сбыта продукции, а следовательно, и получение дохода.

Учитывая изложенное, расходы, связанные с изготовлением дисконтных карт, по нашему мнению, могут быть учтены в прочих расходах, связанных с производством и (или) реализацией продукции, при условии соответствия требованиям ст. 252 НК РФ. Данный вывод сделан в Письме Минфина России от 13.02.2007 N 03-03-06/1/84. При этом о каком-либо нормировании расходов на изготовление дисконтных карт речи не идет.

Таким образом, при применении дисконтных карт происходит снижение цены реализации услуги (товара) в рамках конкретной сделки. То есть скидка по дисконтной карте не является расходом организации. В связи с этим положения пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в данной ситуации не применяются. Введение системы дисконтных карт следует в обязательном порядке закрепить в маркетинговой политике с указанием условий и порядка выдачи карт. Сумму предоставляемой скидки следует отражать в документах, выдаваемых покупателю, отдельной строкой. Расходы на изготовление дисконтных карт налоговым законодательством не нормируются и могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в полном объеме, однако при этом не следует забывать об экономической обоснованности и оправданности расходов.

Г. Т.Сагирова

Аудиторская компания "Верген Аудит"

31.10.2008