Вправе ли налоговый орган назначить организации, ответственной за перевод денежных средств, принятых от физических лиц, административное наказание в виде штрафа за факт оплаты услуг сотовой связи без применения контрольно-кассовой техники в платежном терминале?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии со ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

УФНС России по г. Москве в Письме от 17.04.2006 N 22-12/31184 указывает, что в случае приема платежей у населения через терминалы экспресс-оплаты мобильной связи, коммунальных услуг, пошлин и сборов государственных учреждений, а также осуществления иных банковских операций по экспресс-оплате применение ККТ обязательно.

Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в частности, использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр; использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 19.03.2008 N А82-3069/2007-22 указывает, что операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ. Поскольку в данном случае организация, как указал суд, являлась лишь ответственной за перевод денежных средств, ей не может быть назначено административное наказание.

Правомерность такого вывода подтверждается также и другой арбитражной практикой (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31.10.2007 N А28-4586/2007-263/12, от 23.04.2008 N А79-8925/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.06.2008 N Ф08-3060/2008-26/31-3АЖ).

Таким образом, учитывая точку зрения налоговых органов и судебную практику, неправомерность действий налогового органа в указанной ситуации организации, очевидно, придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

29.10.2008