Российская организация выплачивает иностранному банку (резиденту Турецкой Республики) процентный доход. Возникают ли обязанности налогового агента по налогу на прибыль у российской организации в данном случае?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 28 октября 2008 г. N 20-12/100636

В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций признаются доходы, полученные от источников в РФ, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ процентный доход от долговых обязательств любого вида, полученный иностранной организацией, который не связан с ее предпринимательской деятельностью в РФ, относится к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

При этом обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль с доходов иностранной организации возлагается на налогового агента - организацию, выплачивающую доходы такой иностранной организации. Об этом сказано в п. 1 ст. 310 Налогового кодекса РФ.

На основании пп. 4 п. 2 ст. 310 Налогового кодекса РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного в п. 1 ст. 312 НК РФ.

Между Российской Федерацией и Турецкой Республикой действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.12.1997 (далее - Соглашение).

В ст. 11 Соглашения предусмотрено, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Также такие проценты могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель процентов имеет фактическое право на них, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 10% от общей суммы процентов.

Несмотря на данные положения Соглашения, проценты, возникающие в России и выплачиваемые Правительству Турции, или Центральному банку Турции, или турецкому Экзимбанку, освобождаются от российского налога.

В п. 4 ст. 11 Соглашения дано определение термина "проценты" для целей применения Соглашения.

Следовательно, российская организация, выплачивающая процентные доходы иностранному банку - резиденту Турецкой Республики, признается налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет РФ налога на прибыль с доходов этого иностранного банка.

Кроме того, при налогообложении процентных доходов, выплачиваемых иностранной организации, применяется ставка, установленная Соглашением, в случае, если в соответствии с порядком, определенным в п. 1 ст. 312 НК РФ, иностранная организация представит налоговому агенту подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ заключила международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом Турецкой Республики.

В соответствии с пп. "ii" п. 1 ст. 3 Соглашения термин "компетентный орган" применительно к Турецкой Республике означает Министерство финансов или уполномоченного им представителя.

Методические рекомендации по применению отдельных положений гл. 25 НК РФ, касающиеся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утверждены Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150.

В п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций определено, что в документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляются печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа.

В случае отсутствия у налогового агента на момент выплаты процентных доходов иностранному банку подтверждения, оформленного в установленном порядке, исчисление и удержание налога с доходов иностранного банка производятся в порядке и по ставке, установленным законодательством РФ.

Кроме того, налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов в ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Об этом говорится в п. 4 ст. 310 НК РФ.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

Н. В.ПРОКАЕВА

28.10.2008