Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и антимонопольное законодательство

(Неволин О. В.)

("Право и экономика", N 10, 2001)

Текст документа

ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ)

И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

О. В. НЕВОЛИН

Неволин Олег Викторович

Родился 16 апреля 1970 г. в Свердловске. В 1996 г. окончил Уральскую государственную юридическую академию.

В 1996 г. - юрист в екатеринбургском филиале АКБ "Базис" (Москва), с июля 1996 по март 2000 г. - юрисконсульт в екатеринбургском филиале КБ "Мост - банк". С марта 2000 по апрель 2001 г. - юрист ООО "ДиджиТек". В настоящее время - старший юрисконсульт филиала ОАО РИКБ "Башкредитбанк" в г. Екатеринбурге.

Ассоциации коммерческих организаций часто создаются в целях координации предпринимательской деятельности этих организаций, а также для представления и защиты общих имущественных интересов. Каждый из участников ассоциации может занимать собственную нишу на товарном рынке, не являясь при этом в своей области монополистом. В такой ситуации могут иметь место прецеденты: антимонопольными органами на основании п. 1 ст. 27 Закона РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в соответствии с п. 2.3 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных Приказом МАП России от 25 июля 1996 г. N 91, может быть возбуждено дело о применении санкций к учредителям за нарушение ими антимонопольного законодательства, а именно п. 1 ст. 17 указанного Закона, выразившееся в создании ассоциации без предварительного согласия антимонопольного органа. В связи с этим возникает вопрос: требуется ли согласие антимонопольного органа для создания объединения юридических лиц в форме ассоциации, являющейся некоммерческой организацией?

Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 указанного Закона). В ст. 4 того же Закона дается определение основных понятий, необходимых для решения возникшей проблемы:

- монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

- недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;

- хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также индивидуальные предприниматели.

Правовой статус некоммерческих организаций применительно к рассматриваемому случаю определяется ст. 121 - 123 ГК РФ и ст. 11 - 12 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" - это объединения юридических лиц в форме ассоциаций либо союзов. Ассоциация (союз), созданная коммерческими юридическими лицами, имеет строго определенные цели, которые заключаются в координации осуществляемой ими предпринимательской деятельности, представлении и защите общих имущественных интересов. Непосредственное осуществление объединением иной деятельности, в том числе предпринимательской, исключается. Если цели ассоциации (союза) коммерческих юридических лиц изменились и возникла необходимость ведения деятельности коммерческого характера, объединение должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество, участниками которого становятся члены данного объединения.

По действующему законодательству, понятие некоммерческой организации выступает родовым по отношению к ассоциации (союзу), являющейся, в свою очередь, одним из видов некоммерческих организаций, которые не имеют права осуществлять предпринимательскую деятельность в силу ограничений, прямо установленных для них законом. В данном случае налицо явное противоречие в рамках действующего Закона, но поскольку юридическое понятие некоммерческой организации шире, чем понятие ассоциации (союза), то, следовательно, ни ассоциация, ни союз не могут являться хозяйствующими субъектами по антимонопольному законодательству.

Возникает вопрос: что привело к такому противоречию?

Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" является одним из первых законов о рынке. В первой редакции Закона было дано следующее определение: "хозяйствующие субъекты - занимающиеся деятельностью по производству, реализации либо приобретению товаров частные, государственные, муниципальные или иные предприятия, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, а также иные объединения (организации) и учреждения, пользующиеся правами юридического лица, граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью" (ст. 4). Из определения видно, что субъектами выступают практически все юридические лица, а также их союзы и ассоциации. Данная норма находится в соответствии с действующими на тот период времени основополагающими нормативными актами, регулирующими отношения собственности и предпринимательской деятельности на рынке в Российской Федерации: это Основы Гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" и Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Все эти нормативные акты говорят о том, что объединения юридических лиц в форме ассоциаций (союзов) могут заниматься предпринимательской деятельностью. Так, в соответствии со ст. 4 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В ст. 13 гл. II "Организационно - правовые формы предприятий" этого же Закона одним из видов предприятий названы их объединения, а п. 1 указанной статьи гласит о том, что предприятия могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Следовательно, ассоциации (союзы) могли заниматься предпринимательской деятельностью, направленной на получение прибыли.

Федеральным законом от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" была изложена в новой (ныне действующей) редакции. Однако законодатель при этом не учел правовых особенностей действующего гражданского законодательства РФ, в том числе части первой ГК РФ, уже вступившей к тому времени в силу.

Представляется возможным сделать вывод о том, что деятельность коммерческих организаций по созданию ассоциации (союза) должна осуществляться с предварительного согласия антимонопольных органов, но в то же время сами ассоциации (союзы) не являются хозяйствующими субъектами по антимонопольному законодательству. Абсурдность ситуации подтверждает и то, что если коммерческим организациям требуется согласие на создание ассоциаций (союзов), то последующее объединение различных ассоциаций и союзов, являющихся некоммерческими организациями, которые не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, уже вообще не подпадает под действующее антимонопольное законодательство и не требует согласования. Таким образом, возникает реальная возможность создания структуры - монополиста, которая ощутимо повлияет на рынок и станет практически недосягаемой для антимонопольных органов - в силу Закона, на основании которого они осуществляют свои функции.

Представляется, что обозначенную проблему необходимо решить законодательным путем.

Название документа