Представление интересов казны Российской Федерации по делам о возмещении вреда
(Булыгин Р.)
("Российская юстиция", N 11, 2001)
Текст документа
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА
Р. БУЛЫГИН
Р. Булыгин, консультант правового отдела Управления федерального казначейства Минфина РФ по Самарской области.
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В развитие этой конституционной нормы ГК РФ предусматривает два случая возмещения вреда государством: причинение вреда гражданину или юридическому лицу федеральными государственными органами, а также их должностными лицами (ст. 1069); причинение вреда гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070).
И в первом, и во втором случаях вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
В ст. 214 ГК говорится, что казна представляет собой средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Из приведенного определения следует, что казна - это совокупность имущества. В силу ст. 128 ГК имущество относится к объектам гражданского права. Казна, как совокупность имущества, является таким объектом и в этом качестве не может выступать участником (субъектом) гражданских правоотношений.
В случаях, когда в соответствии с ГК или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 ГК).
До вступления в силу с 1 января 2000 г. Бюджетного кодекса РФ (далее - БК) обычно не возникало вопросов о том, какой орган должен выступать в суде от имени казны Российской Федерации по рассматриваемой категории дел. Им являлось Министерство финансов РФ, издавшее 12 февраля 1998 г. приказ о порядке организации и ведения Министерством финансов РФ работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства РФ в судах.
После вступления в силу БК возникли сложности с определением надлежащего органа, уполномоченного выступать в судах от имени казны Российской Федерации по указанной категории дел. Согласно п. п. 1 и 10 ст. 158 БК в суде от имени российской казны по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, т. е. определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета определяется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) и содержится в составе федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
Наибольшее количество дел рассматриваемой категории связано с возмещением вреда, причиненного незаконными действиями органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов, судебных приставов - исполнителей. Встречаются также дела, связанные с незаконными актами судов общей юрисдикции.
В отношении органов внутренних дел, финансируемых за счет средств федерального бюджета, главным распорядителем средств указанного бюджета и представителем российской казны в суде будет являться Министерство внутренних дел РФ. Это определено Ведомственной классификацией расходов федерального бюджета, утвержденной Федеральным законом от 15 августа 1996 г. А согласно подп. 38 п. 8 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г., оно осуществляет централизованное обеспечение органов внутренних дел финансовыми ресурсами за счет средств федерального бюджета.
В отношении судебных приставов - исполнителей главным распорядителем будет являться Министерство юстиции РФ; в отношении таможенных органов - Государственный таможенный комитет РФ; в отношении территориальных органов прокуратуры, транспортной, природоохранной прокуратур - Генеральная прокуратура РФ, а в отношении военной прокуратуры - Министерство обороны РФ; в отношении судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ) и мировых судей главным распорядителем средств федерального бюджета будет являться Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
В практике возник вопрос о том, кто должен представлять российскую казну по делам, когда вред был причинен до вступления в силу Бюджетного кодекса РФ. Суды занимают неоднозначную позицию по этому вопросу. Так, Президиум Самарского областного суда постановлением от 13 июля 2000 г. отклонил протест прокурора области, полагавшего, что ответчиком по делу о возмещении вреда, причиненного незаконным актом государственного органа, в силу ст. 158 БК и п. 3 ст. 125 ГК должен быть главный распорядитель средств федерального бюджета. При этом Президиум указал, что "доводы прокурора в протесте о том, что судом не учтены требования Бюджетного кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 2000 г., в соответствии с которым участвовать в суде по подобным вопросам обязан главный распорядитель средств федерального бюджета, не могут служить основанием к отмене судебного решения, поскольку спорные правоотношения возникли до 1 января 2000 г.". В то же время президиумы других областных судов (Волгоградского, Камчатского, Кемеровского) занимают позицию, согласно которой представлять российскую казну по анализируемой категории дел независимо от времени причинения вреда должен главный распорядитель средств федерального бюджета. Аналогичное утверждение содержится в надзорном протесте председателя Калужского областного суда, направленном в президиум этого суда.
Думается, представлять в судах интересы российской казны по делам, о которых идет речь (в том числе когда деяние имело место до вступления в силу БК), должны главные распорядители средств федерального бюджета. Подчеркнем, что п. 10 ст. 158 БК регулирует вопросы представительства в суде, т. е. является нормой процессуального права, нормой законодательства о судопроизводстве. Судопроизводство же в судах общей юрисдикции и арбитражных судах ведется по законам, действующим во время рассмотрения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения решения суда (ст. 1 ГПК РСФСР и п. 4 ст. 3 АПК РФ). Таким образом, при решении вопроса о том, какой орган уполномочен представлять интересы российской казны, суд должен руководствоваться действующей в настоящее время нормой закона - п. 10 ст. 158 БК. Апелляционная инстанция Арбитражного суда г. Москвы в постановлении от 10 февраля 2000 г. по одному из дел указала, что "само по себе изменение лиц, действующих от имени казны РФ, после 1 января 2000 г. является основанием для процессуальной замены ответчика в порядке ст. 40 АПК РФ".
Название документа