О правомерности установления законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ льгот по налогу на имущество организаций для организаций, осуществляющих инвестиции в собственные производственные основные средства

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 октября 2008 г. N 03-05-04-01/36

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о правомерности установления законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации льгот по налогу на имущество организаций для организаций, осуществляющих инвестиции в собственные производственные основные средства, в отношении созданных и (или) приобретенных производственных основных средств и сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, в компетенцию Минфина России не входит проведение экспертизы законов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.

Согласно ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Кодексом не определено понятие "категория налогоплательщиков". Вместе с тем исходя из сущности этого понятия следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков.

На основании п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 Кодекса при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Вместе с тем при установлении налогов и налоговых льгот следует соблюдать основополагающие принципы законодательства о налогах и сборах, в том числе: всеобщности и равенства налогообложения; необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога; недискриминационный характер налогов; недопустимости налогов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав или нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации.

Кроме того, при установлении налоговых льгот необходимо учитывать положения ст. 3 Кодекса, предусматривающие запрет на установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

На основании изложенного полагаем, что в качестве категории налогоплательщиков может быть выделена такая категория, как организации, осуществляющие инвестиции в собственные производственные основные средства.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

22.10.2008