Самоубийство юрлица
(Курбаналиева Н.)
("Бизнес-адвокат", N 19, 2001)
Текст документа
САМОУБИЙСТВО ЮРЛИЦА
Н. КУРБАНАЛИЕВА
Наталья Курбаналиева, юрист.
В период развития в России частного бизнеса, конкуренции и перехода к рыночным отношениям стали расти как грибы различные АО, ТОО, ЗАО, ООО, ОАО. В определенный момент количество предприятий достигло того уровня, когда осуществить реальный контроль за их деятельностью стало чрезвычайно сложно. Одновременно приобрела свою актуальность иная проблема: что делать с предприятием, необходимость в существовании которого уже отпала. В данной статье рассмотрена процедура добровольной ликвидации юридического лица - коммерческой организации - по решению его участников (учредителей, акционеров) на примере Москвы.
В настоящее время действует Временное положение о порядке регистрации прекращения деятельности юридических лиц, зарегистрированных в г. Москве, и едином учете данных о переходе прав и обязанностей в порядке правопреемства, утвержденное Постановлением правительства Москвы от 25 августа 1998 г. N 666.
Первый этап ликвидации - принятие решения об этом.
Решение о ликвидации принимают участники (учредители, акционеры). Например, в акционерном обществе согласно ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001 г.) ликвидация общества относится к компетенции общего собрания акционеров, равно как и назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Решение по этому вопросу принимается большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. В обществе с ограниченной ответственностью решение принимается также на общем собрании всеми участниками общества, но единогласно (ст. 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ в ред. от 31 декабря 1998 г.).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, обязаны немедленно письменно сообщить об этом регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного юридического лица, - в Москве это Московская регистрационная палата, которая регистрирует все коммерческие организации и некоторые некоммерческие.
С данного момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация вновь возникших юридических лиц - полных или частичных правопреемников ликвидируемого юридического лица.
В течение 5 дней с момента получения сообщения регистрирующий орган в соответствии с вышеуказанным Временным положением должен уведомить налоговые органы, статистику и внебюджетные фонды о том, что юридическое лицо ликвидируется. Московская регистрационная палата делает запись об этом в регистрационном реестре.
В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 23 НК РФ юридическое лицо обязано письменно сообщить в налоговый орган по месту учета о ликвидации в срок не позднее 3-х дней со дня принятия такого решения. Невыполнение данной обязанности влечет наложение штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Форма сообщения о ликвидации юридического лица в налоговый орган утверждена Приказом Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 (приложение N 5 к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения ИНН).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, назначают по согласованию с регистрирующим органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица, ликвидационную комиссию (ликвидатора).
Дата согласования является моментом перехода к ликвидационной комиссии (ликвидатору) полномочий по управлению делами юридического лица.
Ликвидационная комиссия обязана осуществить публикацию о ликвидации юридического лица. В Москве такая публикация производится в "Регистрационном вестнике" - официальном бюллетене МРП. В объявлении должен быть указан способ связи с ликвидационной комиссией, порядок и сроки заявления претензий кредиторами (не менее 2-х месяцев).
Следующим этапом является оповещение всех кредиторов о ликвидации юридического лица. Здесь рекомендуется направлять оповещение в письменной форме способом, позволяющим фиксировать отправку (по почте - заказным письмом с уведомлением, по факсу, телексу и пр.).
На этом этапе ликвидационная комиссия обязана выявить всех имеющихся кредиторов и дебиторов. Дебиторская задолженность должна быть взыскана, в т. ч. и в судебном порядке.
Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности и принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований.
В этот период ликвидационная комиссия может обнаружить факт невозможности погасить все свои обязательства перед кредиторами. В подобном случае ликвидационная комиссия в соответствии со ст. 174 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Председатель ликвидационной комиссии, допустивший нарушение указанного требования, несет субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.
По истечении 2-х месяцев с момента публикации объявления о ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом. Для согласования предоставляются оригинал и копия баланса, документ, подтверждающий публикацию объявления о ликвидации, протокол об утверждении ликвидационного баланса, прикладывается пояснительная записка при наличии кредиторов, содержащая их полный перечень и предложенный порядок расчетов с ними, за подписью председателя ликвидационной комиссии.
Регистрирующий орган - Московская регистрационная палата в Москве - может отказать в согласовании ликвидационного баланса в случаях, если:
- он составлен с нарушением срока для предъявления требований кредиторами;
- публикация в печатном издании не содержит всех необходимых сведений (наименование ликвидируемого юридического лица, дата принятия решения о ликвидации, кем принято решение, ИНН налогоплательщика и номер в Московском регистрационном реестре ликвидируемого юридического лица, способ связи с ликвидационной комиссией, порядок и сроки заявления требований кредиторами);
- баланс не содержит положений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных требований кредиторами или о результатах их рассмотрения, либо данные сведения не соответствуют действительности (п. 1.7 Временного положения).
Регистрирующий орган не несет ответственности за неполноту и недостоверность содержащихся в промежуточном ликвидационном балансе сведений.
После согласования промежуточного ликвидационного баланса в Московской регистрационной палате он предоставляется в Инспекцию МНС на проверку.
В соответствии со ст. 49 НК РФ обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации исполняются ликвидационной комиссией. Если денежных средств ликвидируемой организации, в т. ч. полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ или учредительными документами.
Разъяснение данного положения дано в Постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ" от 11 июня 1999 г. N 41/9, где сказано, что при применении данной нормы необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве РФ о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
Письмом МНС РФ от 31 декабря 1998 г. N ВП-6-12/ 932 утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщиков - организации, созданной в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с этими указаниями после получения налоговым инспектором сообщения о ликвидации выявляется наличие у организации филиалов, представительств, транспортных средств и недвижимого имущества, т. к. в соответствии со ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет в налоговый орган по месту нахождения указанных объектов.
Проверка осуществляется налоговым инспектором на основании представленных документов в соответствии с вышеназванными Методическими указаниями, НК РФ и инструкциями ИМНС РФ.
После проверки промежуточного ликвидационного баланса на его основании производятся расчеты с кредиторами. Выплаты производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов. Выплата осуществляется с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.
Кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявить к нему требования, не учтенные в промежуточном ликвидационном балансе, а должники могут их оспорить. Споры решаются в судебном порядке.
После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Ликвидационный баланс согласовывается с Московской регистрационной палатой и представляется в ИМНС на проверку. Баланс должен отражать актив, оставшийся после окончания всех расчетов и дел данного юридического лица.
Одновременно организация снимается с учета во внебюджетных фондах. Данную процедуру можно начинать в момент обращения в Инспекцию МНС.
В Фонды направляется заявление, составленное в произвольной форме, производится выверка расчетов, проводится документальная проверка, как правило, выездная.
В целом процедура во всех фондах одинакова, за исключением Пенсионного. Это вызвано необходимостью персонифицированного учета работников и невозможностью снять организацию с учета в ПФР до тех пор, пока не будут закрыты все счета. При этом расчетный счет организации невозможно закрыть до тех пор, пока не будут произведены расчеты с кредиторами, и в т. ч. с ИМНС.
Для снятия с учета в ПФР организация обязана сдать все индивидуальные сведения по персонифицированному учету, получить страховые свидетельства на всех работников или дать объяснения, почему это невозможно.
После этого закрываются счета в банках. Сведения об этом необходимо представить в ИМНС в течение 10 дней в виде сообщения (Приложение N 10 к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденному Приказом Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309). В случае нарушения этого срока на организацию будет наложен штраф в размере 5000 руб. согласно ст. 118 НК РФ.
В случае, если закрыть счет невозможно (у банка отозвана лицензия, он ликвидирован и т. д.), необходимо обратиться в ЦБ РФ (ГУ по г. Москве - Балчуг, д. 2) с запросом об этом. Ответ ЦБ РФ прилагается к делу.
Следующим этапом является аннулирование кодов статистики.
Для окончания ликвидации участники общества составляют акт о распределении имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами (при его наличии). Акт подписывают все члены ликвидационной комиссии и все участники.
Кроме того, организация обязана сдать в Мосгорархив сведения о работниках на предприятии. Данная обязанность при регистрации предприятия заносилась в Устав организации.
Последним этапом является сдача документов в Московскую регистрационную палату для оформления ликвидации в Московском регистрационном реестре. Предоставляются следующие документы: оригиналы свидетельства о ликвидации, устав, учредительный договор, ликвидационная карта по форме N 3, квитанция, подтверждающая дату публикации, акт распределения имущества между участниками, справки о закрытии счетов, справка из архива о сдаче документов на хранение, уничтожается печать.
Московская регистрационная палата, рассмотрев документы, вносит сведения о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц. Эта дата - официальная дата ликвидации организации. Уведомления о ликвидации рассылаются в фонды и ИМНС Регистрационной палатой самостоятельно. Организация получает на руки свидетельство о ликвидации юридического лица.
В некоторых случаях могут потребоваться и дополнительные документы (например, заключение аудитора).
На этом процедура ликвидации завершена.
Название документа