Об отсутствии оснований для определения налоговой базы по НДС и выставления счетов-фактур по операциям, не признаваемым объектом налогообложения на территории РФ, в том числе при получении авансов, а также об определении налоговой базы в случае, если на момент получения предоплаты отсутствует информация о количестве и стоимости товаров, реализуемых за пределами РФ, и порядке ее уточнения по мере получения информации

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 октября 2008 г. N 03-07-08/243

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом ст. 164 Кодекса предусмотрен перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых производится по ставкам в размере 0, 10 или 18 процентов.

Согласно ст. 147 Кодекса местом реализации товаров признается территория Российской Федерации в случае, если товары в момент начала отгрузки или транспортировки находятся на территории Российской Федерации.

Таким образом, местом реализации товаров, находящихся в момент начала отгрузки или транспортировки за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не является, и, соответственно, операции по реализации таких товаров объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не признаются.

Учитывая изложенное, в отношении товаров, местом реализации которых территория Российской Федерации не является, налог по ставкам в указанных размерах, в том числе в размере 0 процентов, не применяется.

Кроме того, на основании п. 3 ст. 169 Кодекса при осуществлении операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, счета-фактуры не выставляются.

Что касается авансов, поступивших в счет предстоящей поставки указанных товаров, то, поскольку при реализации товаров за пределами территории Российской Федерации налог на добавленную стоимость не исчисляется, налоговая база по таким операциям не определяется. В связи с этим норма ст. 167 Кодекса, согласно которой день получения авансовых платежей в счет предстоящей поставки товаров является моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, в отношении вышеуказанных товаров не применяется и авансовые платежи, полученные налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

В то же время, в случае если при получении предварительной оплаты у налогоплательщика отсутствует информация о количестве и стоимости товаров, подлежащих реализации за пределами территории Российской Федерации, сумму предварительной оплаты следует включать в налоговую базу в полном объеме. После получения указанной информации, по нашему мнению, в налоговые органы должна быть представлена уточненная декларация за налоговый период, в котором поступили суммы предварительной оплаты за товары, впоследствии реализованные за пределами территории Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что на основании пп. 5 п. 1 ст. 148 и п. 3 ст. 164 Кодекса российские налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров уплачивают налог по ставке в размере 18 процентов и определяют налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в порядке, установленном п. 1 ст. 156 Кодекса, независимо от места реализации товаров.

Обращаем внимание, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

21.10.2008