1. Может ли признаваться сомнительной и относиться в резерв по сомнительным долгам задолженность в виде арендных (лизинговых) платежей при исчислении налога на прибыль, если предоставление имущества в аренду (лизинг) предусмотрено уставом организации? 2. Вправе ли организация принять решение о формировании резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода путем внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 октября 2008 г. N 03-03-06/1/594

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете и сообщает следующее.

1. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам в налоговом учете установлен ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с п. 1 ст. 266 Кодекса сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В отношении задолженности, возникшей в связи с предоставлением имущества в пользование (в аренду, в лизинг и др.), необходимо учитывать следующее.

Пунктом 4 ст. 250 Кодекса предусмотрено, что доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду) включаются в состав внереализационных доходов, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 Кодекса.

По мнению Департамента, налогоплательщик вправе относить доходы в виде арендных (лизинговых) платежей к доходам от реализации услуг в соответствии со ст. 249 Кодекса, если деятельность по предоставлению имущества в аренду (лизинг) является уставным видом деятельности налогоплательщика и осуществляется им на систематической основе.

Учитывая изложенное, в случае если доходы от предоставления имущества в аренду (лизинг) в соответствии с п. 4 ст. 250 Кодекса и применяемой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения прибыли учитываются в составе доходов от реализации, задолженность по таким платежам, не обеспеченная залогом, поручительством или банковской гарантией, может быть признана сомнительной для целей налогообложения прибыли организаций.

2. В соответствии со ст. 313 Кодекса система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Решение о внесении изменений в учетную политику для налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода.

При принятии решения о формировании резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли в учетную политику организации должны быть внесены соответствующие изменения. Таким образом, формирование указанного резерва для целей налогообложения может быть осуществлено только с начала нового налогового периода.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

21.10.2008