Должна ли организация уплачивать налог на имущество в связи с тем, что часть оборудования законсервирована в целях производственной необходимости, и начислять по нему амортизацию в целях исчисления налога на прибыль и ведения бухгалтерского учета?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 настоящего Кодекса.

Следовательно, организации должна уплачивать налог на имущество, так как объекты, которые решено законсервировать, остаются на балансе организации в составе основных средств. А стоимость основных средств и есть облагаемая база по налогу на имущество. И здесь не важно, эксплуатирует организация объект основного средства или временно его не использует.

В п. 23 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, сказано, что в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Из вышесказанного следует, что решение о том, нужно начислять амортизацию на законсервированное имущество или нет, зависит от срока, на который решено вывести его из эксплуатации. Если срок больше трех месяцев, то амортизацию начислять не нужно. Расконсервировав оборудование, организации необходимо продолжить его амортизировать в прежнем порядке. Только срок его полезного использования увеличится на месяцы простоя. Если же срок консервации меньше трех месяцев, то амортизацию необходимо начислять без перерыва.

Указанное требование закреплено и в п. 3 ст. 256 НК РФ.

Таким образом, правила действуют одинаково как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Решение о консервации необходимо оформить приказом руководителя, в котором следует указать конкретный срок, на который оборудование выводится из эксплуатации.

О. Ю.Ежова

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

16.10.2008