Что регистрация нам готовит? Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ

(Курбаналиева Н.)

("Бизнес-адвокат", N 18, 2001)

Текст документа

ЧТО РЕГИСТРАЦИЯ НАМ ГОТОВИТ?

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

ОТ 8 АВГУСТА 2001 Г. N 129-ФЗ

Н. КУРБАНАЛИЕВА

Наталья Курбаналиева, главный юрисконсульт ЗАО "Юридическая фирма "Аврелия".

В настоящее время открытие своего предприятия в первую очередь наталкивается на проблему его государственной регистрации. Сложность этой процедуры обусловлена, с одной стороны, подготовкой всех необходимых документов правового характера, а с другой - количеством инстанций и порядком их прохождения. Далекий от этого предприниматель может потратить порядка двух - трех месяцев (в зависимости от организационно - правовой формы, количества учредителей и налоговой инспекции), прежде чем получит на руки все необходимые документы для работы компании. Кроме того, в финансовом отношении при всем известной любви чиновников госорганов к новоявленным предпринимателям расходы на создание предприятия могут превысить все предполагаемые размеры.

Хотелось бы надеяться, что подписанный Президентом РФ 8 августа 2001 г. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" N 129-ФЗ, который в соответствии со ст. 27 Закона вступит в силу с 1 июля 2002 г., упростит процедуру регистрации.

В первую очередь хочется обратить внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 26 Закона организации, зарегистрированные ранее, обязаны в течение 6 месяцев с даты вступления Закона в силу (т. е. до 1 января 2003 г.) предоставить в регистрирующий орган сведения о себе в следующем объеме:

1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, в т. ч. фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;

2) организационно - правовая форма;

3) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

4) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

5) сведения об учредителях юридического лица;

6) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Данные сведения, за исключением п. 6, предоставлялись регистрирующему органу и ранее, хотя адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица организация обязана была указывать в учредительных документах и Регистрационная палата Москвы требовала при создании организации отдельным письмом уведомлять о ее почтовом адресе, очевидно, что в законодательном порядке это ранее не закреплялось. Понятна и суть данного нововведения: получить возможность разыскать организацию в любой момент в случае необходимости. Ни для кого не секрет, что ранее это было несколько проблематично из-за несовпадения юридического и фактического адресов, поскольку фирмы регистрировались по одному адресу. Предоставления сведений о фактическом адресе, в т. ч. в налоговую инспекцию, действующее законодательство не содержало. Теперь, дабы избежать подобных проблем в будущем, регистрироваться предприятия будут исключительно по адресу исполнительного органа или ответственного лица.

Таким образом, сложно будет зарегистрировать предприятие по одному адресу, а работать по другому. Но возникает вопрос: как быть с остальными предприятиями, уже работающими на дату вступления в силу Закона, надо ли им вносить изменения в учредительные документы? Ответа на этот вопрос Закон не содержит, но практика показывает, что, скорее всего, регистрирующий орган выпустит разъяснения по этому поводу.

Следует обратить внимание, что в соответствии с вышеуказанной ст. 26 Закона невыполнение требований о предоставлении сведений является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.

В комментируемом Законе много ссылок на подзаконные акты, которые должны быть приняты Правительством РФ до его вступления в силу. Поэтому до тех пор, пока не наступит "день икс" - 1 июля 2002 г., нельзя с точной уверенностью предугадать все изменения, которые произойдут в регистрации предприятий.

Закон предполагает создание единого государственного реестра юридических лиц. Подобный реестр уже существует на территории г. Москвы как субъекта РФ, но очевидно, что его создание крайне необходимо на всей территории РФ.

Процедура создания этого реестра и включает в себя выявление работающих организаций, их упорядочение и ликвидацию давно "умерших". Работа по созданию реестра будет вестись должностными лицами реестра с привлечением организаций - налогоплательщиков.

Нельзя не провести аналогию с государственным реестром налогоплательщиков, который уже ведется. Однако сведения в государственном реестре согласно требованиям Закона будут более полными (например, сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом, ранее не включались ни в один реестр, кроме того, который вела лицензионная палата).

Сведения, содержащиеся в государственном реестре, будут общедоступными (ст. 6 Закона), за исключением паспортных данных и ИНН физических лиц. Понятно, что данная норма защищает граждан от злоупотреблений со стороны мошенников. Например, эту информацию до настоящего времени можно получить в Московской регистрационной палате. Срок предоставления этих сведений - 5 дней со дня получения запроса. На примере Московской регистрационной палаты предоставление сведений осуществлялось в течение 30 дней.

Предоставление сведений в государственный реестр - забота организаций, в т. ч. в случае изменений - в течение 3-х дней.

Единственным исключением являются лицензии - сведения о них предоставляет лицензирующий орган в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о выдаче лицензии.

Вновь создаваемые организации после 1 июля 2002 г. будут вноситься в реестр автоматически, дата регистрации - дата внесения в реестр. Свидетельство о регистрации (на примере Москвы и области) будет заменено выпиской из реестра.

Регистрацией предприятий будет ведать единый федеральный орган исполнительной власти. В настоящий момент он не создан, не ясна его структура и подчиненность на местах. Ясно только, что он будет один на всю территорию РФ, а на местах будут созданы его подразделения. Кроме того, процедура регистрации предприятий независимо от формы собственности и организационно - правовой формы будет едина для всех.

Заслуживает внимания п. 4 ст. 11 Закона, в котором на регистрирующий орган возлагается обязанность в течение 5 дней с момента регистрации организации уведомить об этом государственные органы, которые в дальнейшем будут названы Правительством РФ, равно как и объем сведений, который будет предоставляться. Данный пункт - единственное упоминание о широко обсуждаемом принципе "одного окна", которого ждали организации. Однако иного отражения в Законе этот принцип не нашел, как и передача функций по регистрации налоговым органам, о чем неоднократно говорилось на страницах печатных изданий. Очевидно, что законодатели намеренно не решили этот вопрос сейчас, поскольку к единому мнению не пришли.

Нововведением является требование удостоверять подпись заявителя под заявлением о регистрации нотариально. Равно как и указание в заявлении ИНН заявителя. Это - очевидное усложнение процедуры, т. к. ранее нотариальное удостоверение этой подписи не требовалось. Изменены также объем сведений, указываемый в заявлении, форма заявления. Назначение заявления тоже изменено (пп. "а" ст. 12 Закона) - ему отводится роль документа, в котором заявитель подтверждает соответствие учредительных документов требованиям законодательства, достоверность представленных сведений, соблюдение порядка создания организации.

В Законе установлен перечень документов, предоставляемый при реорганизации юридического лица, изменениях и ликвидации. Никаких революционных изменений в этой области не произошло, кроме одного: Закон различает внесение изменений в учредительные документы юридического лица и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре.

Кроме того, если ранее при изменении места нахождения юридического лица превалировало место его первичной регистрации (регистрационный номер), то теперь в Законе установлен принцип территориальности и в случае изменения адреса дело передается в регистрационный округ по месту нахождения.

Впервые Законом установлены нормы о возмещении ущерба регистрирующим органом, причиненного отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине. Однако не установлено, в каком порядке и размере возмещается этот ущерб. Очевидно, что в данном случае можно будет руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ.

Нововведения в Законе "О государственной регистрации юридических лиц" не исчерпываются перечисленными выше. Многие из них в настоящее время не ясны до конца в силу отсутствия подзаконных актов, которыми, в частности, должны быть установлены порядок ведения государственного реестра, уполномоченный орган по ведению реестра, порядок и сроки уничтожения информации из реестра, форма, порядок и срок предоставления сведений, содержащихся в реестре, заинтересованным лицам, размер платы за предоставление информации, требования к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган, особенности регистрации отдельных видов юридических лиц, форма и содержание документа, подтверждающего регистрацию юридического лица, форма заявления о регистрации и пр.

Хотя уже сейчас очевидно, что к 1 января 2003 г. пройти перерегистрацию вряд ли смогут все организации. И для многих организаций включение в реестр может стать камнем преткновения. Одним из самых актуальных вопросов, на наш взгляд, станет юридический адрес (адрес места нахождения исполнительного органа).

Кроме того, с 1 января 2002 г. вступает в силу Федеральный закон "Об изменениях и дополнениях, вносимых в Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ, согласно которому все акционерные общества должны привести свои документы в соответствие с ним до 1 июля 2002 г.

Таким образом, для акционерных обществ перерегистрация будет проходить дважды за один год, кроме тех случаев, естественно, когда организация решит совместить эти процессы в один и пойдет на явное нарушение первого Закона.

И при этом нужно иметь в виду, что не все организации имеют в штате юристов, специализирующихся на подобных делах, что повлечет за собой пропуск сроков и возможные осложнения для работающих предприятий.

Что можно сказать в заключение?

Только то, что законодатели, желая упростить процедуру регистрации, сделали это (что не так очевидно) только для новых предприятий, усложнив в очередной раз деятельность уже существующих.

Название документа