Органом, уполномоченным на размещение государственного заказа для нужд субъекта РФ, проводился запрос котировок на поставку товаров для нужд субъекта РФ. Организация на основании ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, по электронной почте направила котировочную заявку на электронный адрес государственного заказчика. Однако государственным заказчиком данная заявка зарегистрирована не была, поскольку в заявке отсутствовала электронно-цифровая подпись. Правомерны ли данные действия (бездействие) государственного заказчика?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. В случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 Закона N 94-ФЗ поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, котировочная заявка регистрируется заказчиком, уполномоченным органом. По требованию участника размещения заказа, подавшего котировочную заявку, заказчик, уполномоченный орган выдают расписку в получении котировочной заявки с указанием даты и времени ее получения.
Согласно ч. 1 ст. 47 Закона N 94-ФЗ котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.
Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается (ч. 3 ст. 47 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" электронным документом признается документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
Таким образом, в случае если электронное сообщение, поступившее на электронный адрес государственного заказчика от организации, заинтересованной в участии в запросе котировок, не содержит электронной цифровой подписи лица, имеющего права подписывать заявку на участие в запросе котировок, такое сообщение не является надлежаще оформленной заявкой на участие в запросе котировок, поданной в форме электронного документа.
В то же время представляется, что установление того, содержит поступившее на электронный адрес государственного заказчика сообщение электронную цифровую подпись или нет, является действием, осуществляемым в процессе рассмотрения котировочных заявок.
Частью 3 ст. 46 Закона N 94-ФЗ не установлено оснований для отказа в регистрации поступивших в установленный срок заявок, следовательно, сообщение, поступившее на электронный адрес государственного заказчика от организации, заинтересованной в участии в запросе котировок, должно быть зарегистрировано государственным заказчиком вне зависимости от того, имеет такое сообщение электронную цифровую подпись или нет.
Исходя из изложенного, государственный заказчик обязан в любом случае подтвердить факт получения поступившего в установленный срок сообщения от организации, заинтересованной в участии в запросе котировок, а впоследствии котировочная комиссия в порядке ст. 47 Закона N 94-ФЗ должна решать вопрос о принятии или отклонении сообщения, не содержащего электронной цифровой подписи, наряду с иными заявками, поданными на участие в запросе котировок.
Таким образом, действия (бездействие) государственного заказчика в указанной ситуации неправомерны.
Ю. К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
13.10.2008