Вправе ли организация, заинтересованная в участии в размещении государственного (муниципального) заказа путем запроса котировок, подать котировочную заявку посредством факсимильной связи?

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" средствами связи признаются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.

На основании пп. "а" п. 41 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328, к пользовательскому оборудованию, сигнал ответа которого приравнивается к ответу вызываемого лица и служит началом отсчета продолжительности соединения, относятся модем или факсимильный аппарат, работающие в режиме автоматического приема информации.

Согласно п. 7 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310, к абонентской линии может быть подключено только такое пользовательское (оконечное) оборудование (телефонный аппарат, факсимильный аппарат, автоответчик или иное оборудование), на которое имеется документ о подтверждении соответствия этих средств связи установленным требованиям. При этом факсимильный аппарат в силу п. 97 данных Правил относится к оборудованию, сигнал ответа которого приравнивается к ответу вызываемого пользователя и служит началом отсчета продолжительности телефонного соединения при автоматической телефонной связи.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" электронным документом признается документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

С учетом изложенных норм представляется, что факсимильный аппарат является средством связи и использование телефонной связи, каковой является факс, не может приравниваться к подаче котировочной заявки в письменной форме или в форме электронного документа.

Правомерность подобных выводов может подтверждаться также тем, что положения Закона N 94-ФЗ носят императивный характер и ч. 2 ст. 46 данного Закона не предусматривает возможности подачи котировочной заявки посредством факсимильной связи.

Следует отметить, что ч. 4 ст. 57 Закона N 94-ФЗ допускается подача жалобы посредством использования факсимильной связи, то есть это прямо прописано в Законе N 94-ФЗ.

Возможности подачи котировочных заявок с использованием факсимильной связи нормы Закона N 94-ФЗ, как видно из изложенного, не предусматривают, следовательно, подача котировочной заявки посредством факсимильной связи не допускается.

Таким образом, организация, заинтересованная в участии в размещении государственного (муниципального) заказа путем запроса котировок, подать котировочную заявку посредством факсимильной связи не вправе.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

13.10.2008