Организация периодически проводит на безвозмездной основе дегустации своей пищевой продукции для всех посетителей принадлежащих ей магазинов. В каком порядке следует учитывать расходы на проведение дегустаций при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций?

Ответ: В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи НК РФ, в котором раскрывается понятие расходов организации на рекламу.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Учитывая вышеозначенные положения, следует сделать вывод о том, что расходы на проведение дегустаций могут относиться к иным видам рекламы, расходы на которые, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (последний абзац п. 4 ст. 264 НК РФ).

Данная позиция подтверждается Письмами Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/113, от 16.08.2005 N 03-04-11/205, УФНС России по г. Москве от 19.11.2004 N 26-12/74944, в которых указано, что деятельность налогоплательщика по проведению дегустации продукции с целью ознакомления неопределенного круга потребителей с этой продукцией должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе, в частности ориентации на неопределенный круг лиц и нацеленности на поддержание интереса к организации и ее продукции.

Суды по заданному вопросу занимают аналогичную позицию (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2006 N А56-29688/2005 и от 03.05.2007 N А13-16685/2005-21).

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2007, 28.05.2007 N 09АП-5980/2007-АК, оставленном без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 04.09.2007, 06.09.2007 N КА-А40/8980-07, суд указал, что действия ООО по использованию при проведении рекламных акций части товаров в качестве демонстрационных образцов для дегустаций полностью соответствуют определению рекламы, которое дано в Законе N 38-ФЗ, поскольку в результате их совершения:

- распространяется информация об ООО и реализуемых им товарах;

- данная информация распространяется среди неопределенного круга лиц (посетителей магазинов, в которых проводятся рекламные акции);

- данная информация направлена на формирование и поддержание интереса к организации и товарам, которые она распространяет.

Суды в данной ситуации исходили из того, что расходы на приобретение и распространение части товаров при проведении рекламных акций признаются расходами, которые принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль согласно п. 4 ст. 264 НК РФ как иные виды рекламы, в связи с этим расходы на приобретение образцов товаров, использованных при проведении рекламных акций для дегустации или для раздачи, правомерно отнесены обществом к расходам при исчислении налога на прибыль в качестве расходов на рекламу.

Таким образом, расходы на проведение дегустаций, подпадающих под определение рекламы, данное Законом N 38-ФЗ, в случае если они не превышают одного процента выручки от реализации, могут учитываться при исчислении налога на прибыль организаций.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

13.10.2008