О возможности внесения изменений в ст. 123 НК РФ, направленных на установление ответственности налоговых агентов за несвоевременное перечисление сумм налогов в бюджетную систему РФ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 октября 2008 г. N 03-02-07/2-177

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о внесении изменений в ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на установление ответственности налоговых агентов за несвоевременное неправомерное неперечисление сумм налогов в бюджетную систему Российской Федерации, и сообщается следующее.

Статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена ответственность налогового агента за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

Указанной статьей не предусматривается ответственность налогового агента за несвоевременное перечисление им налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Ответственность за совершение налогового правонарушения (виновно совершенное лицом противоправное деяние, за которое Кодексом установлена ответственность) несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных Кодексом.

Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом (п. 1 ст. 108 Кодекса).

В силу п. 1 ст. 109 Кодекса при отсутствии события налогового правонарушения лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае несвоевременного перечисления налога налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, подлежит уплате пеня - дополнительный платеж, направленный на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Исходя из арбитражной практики следует, что не только нарушение срока перечисления налога налоговым агентом, но и нарушение срока уплаты налога налогоплательщиком арбитражными судами справедливо, по мнению Департамента, не признаются налоговыми правонарушениями, поскольку отсутствуют соответствующие составы правонарушений.

Учитывая изложенное, полагаем возможным рассмотрение предложения о совершенствовании ответственности налогового агента в комплексе с ответственностью налогоплательщика, плательщика сбора за налоговые правонарушения и административной ответственностью должностных лиц организаций за соответствующие административные правонарушения.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

13.10.2008