Организация (ООО) не допущена к участию в открытом конкурсе на выполнение работ по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых субъекта РФ по причине отсутствия в составе конкурсной заявки в нарушение условий конкурсной документации копии действующей лицензии на осуществление геодезической деятельности. При этом ООО в составе конкурсной заявки представлены копии действующих лицензий на осуществление геодезической деятельности, полученных организациями - участниками ООО. Правомерен ли отказ в допуске организации к участию в открытом конкурсе для государственных нужд субъекта РФ в указанной ситуации?

Ответ: На основании п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) одним из обязательных требований к участникам размещения заказа путем проведения торгов является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае:

1) непредставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (за исключением документов, предусмотренных пп. "г" п. 1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ), либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, на поставку которых размещается заказ;

2) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ;

3) невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию.

На основании ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ случаев, не допускается.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ).

Согласно пп. 42 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) геодезическая деятельность является лицензируемым видом деятельности.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 N 705 "О лицензировании в области геодезии и картографии" утверждено Положение о лицензировании геодезической деятельности.

Следовательно, включение в конкурсную документацию открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых субъекта РФ требований о представлении в составе конкурсной заявки копии лицензии лица, заинтересованного в заключении контракта, на осуществление им геодезической деятельности правомерно и соответствует Закону N 94-ФЗ.

В соответствии со ст. 2 Закона N 128-ФЗ лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

При этом лицензиатом признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 128-ФЗ вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Исходя из п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Исходя из положений вышеизложенных норм, лицензия носит индивидуальный характер и предоставляет право на осуществление указанного в ней вида деятельность только лицензиату.

Судебная практика также исходит из того, что выдача лицензии лицензиату на осуществление определенной деятельности носит индивидуальный характер и не затрагивает интересы иных хозяйствующих субъектов (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2005, 05.12.2005 N 09АП-11746/05-АК).

Таким образом, предоставление лицензии участнику общества с ограниченной ответственностью означает наделение правом осуществлять указанную в лицензии деятельность только данного участника, а не общество с ограниченной ответственностью.

Следовательно, представление ООО в составе конкурсной заявки копий действующих лицензий на осуществление геодезической деятельности, полученных организациями - участниками ООО, не приравнивается к представлению ООО документа, подтверждающего соответствие ООО как участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе.

На основании изложенного отказ в допуске организации к участию в открытом конкурсе для государственных нужд субъекта РФ в указанной ситуации правомерен.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

07.10.2008