Имеет ли право организация требовать в судебном порядке признания открытого конкурса на поставку оборудования для муниципальных нужд недействительным, ссылаясь на существенные нарушения муниципальным заказчиком предусмотренных законодательством о размещении заказа положений (в частности, что указанное в конкурсной заявке победителя конкурса оборудование не соответствует требованиям конкурсной документации), в случае если организация в конкурсе не участвовала, заявку на участие в нем не подавала, однако она является производителем оборудования, которое представил на конкурс его участник, заявке которого был присвоен второй номер?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) нарушение предусмотренных Законом N 94-ФЗ положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Представляется, что под заинтересованным лицом, указанным в ч. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, должно пониматься лицо, права и законные интересы которого затрагиваются нарушением, на которое оно ссылается.

На основании ч. 6 ст. 25 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота). Участник размещения заказа, который может оказывать влияние на деятельность специализированной организации, не может подать заявку на участие в конкурсе.

Президиум ВАС РФ в п. 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 101 пришел к выводу, что иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.

Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Исходя из изложенных положений организация, которая не участвовала в открытом конкурсе на поставку оборудования для муниципальных нужд и не подавала заявку на участие в нем, не является заинтересованным лицом и по смыслу ч. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ не вправе требовать в судебном порядке признания недействительным размещения заказа.

При этом факт того, что организация является производителем оборудования, которое представил на конкурс его участник, не наделяет ее правами участника размещения заказа.

Правомерность подобных выводов подтверждается и Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007, 06.08.2007 N 09АП-10280/2007-ГК, оставленным без изменений Постановлением ФАС Московского округа от 25.09.2007 N КГ-А40/9741-07. Суд указал, что заинтересованность производителя продукции в ее сбыте не равнозначна понятию заинтересованного лица при решении вопроса о возможности обжалования конкурса.

Таким образом, организация в указанной ситуации не обладает правом требовать в судебном порядке признания открытого конкурса на поставку оборудования для муниципальных нужд недействительным.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

07.10.2008