Организация в установленном порядке подала заявку на участие в предварительном отборе, проводимом в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При рассмотрении представленных котировочных заявок котировочной комиссией обнаружено, что организацией не представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц. Котировочная комиссия на следующий день после рассмотрения заявок направила данной организации запрос о представлении ею недостающего документа. Правомерно ли направление организацией в качестве приложения к ответу на запрос котировочной комиссии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик, уполномоченный орган проводят предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее также - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем запроса котировок.

Согласно п. "б" ч. 2 ст. 51 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в предварительном отборе должна содержать полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса.

На основании ч. 1 ст. 52 Закона N 94-ФЗ котировочная комиссия в течение десяти дней со дня истечения срока представления заявок на участие в предварительном отборе обязана рассмотреть представленные котировочные заявки. Котировочная комиссия вправе потребовать от участников размещения заказов представления в разумный срок разъяснений положений документов, представленных ими, и разъяснений положений заявок на участие в предварительном отборе. При этом не допускается изменение заявки на участие в предварительном отборе.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Закона N 94-ФЗ котировочной комиссией на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе составляется перечень поставщиков и принимается решение о включении или об отказе во включении участника размещения заказа в перечень поставщиков.

Решение об отказе во включении участника размещения заказа в перечень поставщиков принимается, если документы, определенные ч. 2 ст. 51 Закона N 94-ФЗ, представлены не в полном объеме или представлены заведомо ложные сведения (п. 2 ч. 3 ст. 52 Закона N 94-ФЗ).

В соответствии с ч. 7 ст. 53 Закона N 94-ФЗ каждый участник размещения заказа вправе подать только одну котировочную заявку, изменение которой не допускается. Проведение переговоров между заказчиком и участником размещения заказа в отношении котировочной заявки не допускается.

Данное правило призвано исключить злоупотребления в процессе проведения предварительного отбора и обеспечить равенство его участников.

При этом под проведением переговоров с участником размещения заказа при проведении предварительного отбора необходимо понимать не только непосредственные переговоры во время деловой встречи представителей заказчика (уполномоченного органа) и представителей участника размещения заказа, но также и переписку между ними.

Таким образом, в случае непредставления организацией, направившей заявку на участие в предварительном отборе, в составе заявки выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (либо заверенной нотариально ее копии) котировочная комиссия обязана принять решение об отказе во включении организации в перечень поставщиков.

При этом полномочий по направлению запроса данной организации о представлении ей недостающего документа после рассмотрения заявок у котировочной комиссии нет.

Таким образом, организация в указанной ситуации не имеет права отвечать на запрос котировочной комиссии, который, по сути, представляет из себя переговоры с участником размещения заказа и является неправомерным.

Правомерность подобных выводов подтверждается также Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 28.08.2008 N Ф04-5250/2008(10565-А45-23), в котором суд указал на недопустимость ведения переговоров заказчиком с участником размещения заказа. Данный вывод суд сделал на основании анализа положений ч. 2 ст. 46 Закона N 94-ФЗ, устанавливающей аналогичную содержащейся в ч. 7 ст. 53 Закона N 94-ФЗ норму. Представляется, что подход суда, сформировавшийся в отношении применения ч. 2 ст. 46 Закона N 94-ФЗ, можно распространить и в отношении положений гл. 5 Закона N 94-ФЗ.

Дополнительно отметим, что нарушение предусмотренных Законом N 94-ФЗ положений о размещении заказа (в частности, осуществление переговоров между заказчиком и участником размещения заказа в отношении котировочной заявки) является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ).

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

07.10.2008