Бюджетное учреждение, уполномоченное на осуществление муниципального заказа, провело открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на оказание услуг для муниципальных нужд. Конкурсная комиссия бюджетного учреждения, рассмотрев поданную организацией заявку, соответствующим протоколом отказала ей в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации. Открытый конкурс признан несостоявшимся, принято решение о заключении государственного контракта с единственным участником заказа (другой организацией). Организация, которой отказано в допуске к участию в данном конкурсе, обратилась с жалобой на действия конкурсной комиссии в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Рассмотрев жалобу, контролирующий орган признал конкурсную комиссию нарушившей ч. 1, 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ и выдал предписание об устранении в установленный срок нарушений законодательства о размещении заказов. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения о выдаче указанного предписания контролирующим органом направлены копии решения и предписания лицу, подавшему жалобу, а также конкурсной комиссии бюджетного учреждения. Сведения о вынесенных решении, предписании были размещены на официальном сайте. При этом копии решения и предписания участнику размещения заказа, который признан единственным участником заказа, направлены не были. Данный участник возражения на жалобу в контролирующий орган не направлял, в рассмотрении жалобы не участвовал. Правомерны ли такие действия контролирующего органа?

Ответ: На основании ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.

Согласно ч. 5 ст. 57 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для муниципальных нужд в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 60 Закона N 94-ФЗ после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и принятия ее к рассмотрению уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, в случае проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона направляют всем заинтересованным участникам размещения заказа уведомления о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают участнику размещения заказа, подавшему жалобу, заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.

Участники размещения заказа, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, вправе направить в органы, указанные в ч. 1 ст. 60 Закона N 94-ФЗ, возражение на жалобу и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей (ч. 2 ст. 60 Закона N 94-ФЗ).

По результатам рассмотрения жалобы органы, указанные в ч. 1 ст. 60 Закона N 94-ФЗ, принимают решение о выдаче предписаний, предусмотренных ч. 9 ст. 17 Закона N 94-ФЗ, о совершении иных действий, предусмотренных ст. 17 Закона N 94-ФЗ, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной. Государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных в соответствии с ч. 9 ст. 17 Закона N 94-ФЗ предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов (ч. 6 ст. 60 Закона N 94-ФЗ).

Частью 8 ст. 60 Закона N 94-ФЗ установлено, что органы, указанные в ч. 1 ст. 60 Закона N 94-ФЗ, в течение трех рабочих дней со дня принятия решений, предусмотренных ч. 6 ст. 60 Закона N 94-ФЗ, направляют участнику размещения заказа, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, копию решения, предписания, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы, и размещают сведения о вынесенных решении, предписании на официальном сайте.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (ч. 9 ст. 60 Закона N 94-ФЗ).

Исходя из изложенного, неуведомление лица, права и интересы которого непосредственно затрагиваются вынесенными контролирующим органом решением и предписанием, является существенным нарушением порядка рассмотрения жалобы, поскольку приводит к невозможности данного лица осуществлять защиту своих прав и интересов.

Следовательно, нарушение контролирующим органом положений Закона N 94-ФЗ, выразившееся в неуведомлении указанного лица, свидетельствует о незаконности действий контролирующего органа.

В указанной ситуации участник размещения заказа, который признан единственным участником заказа, является лицом, права и интересы которого непосредственно затрагиваются вынесенными контролирующим органом решением и предписанием, следовательно, ненаправление ему контролирующим органом в установленный срок копий данных решения и предписания является незаконным.

Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 16.04.2007 N А19-19578/06-36-Ф02-1214/07 установил, что контролирующий орган направил уведомление о содержании жалобы и сообщение о времени и месте рассмотрения жалобы только в адрес заявителя и участника размещения заказа, подавшего жалобу. В адреса государственного заказчика и участника размещения заказа, с которым заключен государственный контракт, чьи права и законные интересы затрагивает жалоба, никаких сообщений и уведомлений контролирующий орган не направлял и тем самым лишил заказчика и данного участника права участвовать в рассмотрении жалобы и представлять свои возражения. Названное также привело к тому, что участник размещения заказа исполнил свои обязательства по заключенному с заявителем контракту. С учетом изложенного суд удовлетворил требования и признал незаконными вынесенные контролирующим органом по итогам рассмотрения жалобы решение и предписание.

Правомерность подобных выводов подтверждается также Определением ВАС РФ от 16.07.2007 N 8658/07, которым отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора указанного Постановления.

Таким образом, действия контролирующего органа, выразившиеся в ненаправлении копий решения и предписания участнику размещения заказа, который признан единственным участником заказа, являются неправомерными, следовательно, они могут быть на основании ч. 9 ст. 60 Закона N 94-ФЗ обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

07.10.2008