Организация, применяющая общую систему налогообложения, приняла участие в открытом конкурсе на поставку товаров для государственных нужд, являющуюся объектом обложения НДС. При этом конкурсной документацией предусмотрено, что цена контракта определена с учетом всех налогов, в том числе НДС. При рассмотрении заявок на участие в конкурсе (вскрытии конвертов) государственный заказчик установил, что организация в нарушение условий конкурсной документации в заявке на участие в конкурсе указала стоимость подлежащих поставке товаров и, соответственно, предложение о цене государственного контракта без НДС. С учетом изложенного государственный заказчик принял решение о недопуске к участию в конкурсе. Правомерно ли указанное решение?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Согласно п. п. 4.1 и 5 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, а также порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

На основании п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, в том числе предложение о цене контракта, о цене единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, о цене единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг заказчиком, уполномоченным органом указаны в конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), а также начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае:

1) непредоставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (за исключением документов, предусмотренных пп. "г" п. 1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ), либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ;

2) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ;

3) невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.

Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных выше, не допускается (ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ).

Перечень операций, являющихся объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, установлен в п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Исходя из вышеизложенного, в случае если предметом открытого конкурса является поставка товаров, являющаяся объектом налогообложения по НДС, стоимость предлагаемых к поставке товаров и предложение о цене государственного контракта в конкурсной заявке подлежат указанию участником конкурса с учетом НДС.

Правомерность подобных выводов подтверждается судебной практикой.

Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.08.2007, 29.08.2007 N 09АП-9838/2007-ГК признал неправомерным допуск к участию в размещении заказа лица, которое в нарушение условий конкурсной документации в заявке на участие в конкурсе указало стоимость подлежащей поставке продукции и, соответственно, цену государственного контракта без НДС.

При этом суд не принял доводы о том, что участник размещения заказа предполагает получить освобождение от налогообложения, вследствие чего цену контракта указал без НДС, разъяснив, что на дату проведения конкурса реализация товаров, являющаяся предметом государственного контракта, от НДС не освобождена.

Таким образом, решение государственного заказчика об отказе в допуске организации к участию в открытом конкурсе на поставку товаров для государственных нужд в указанной ситуации правомерно.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

06.10.2008