Администрация муниципального образования объявила о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию зеленых насаждений в муниципальном образовании. В установленные в извещении о проведении открытого конкурса сроки организация обратилась с заявкой на участие в данном конкурсе. Организации было отказано в допуске к участию в конкурсе, поскольку ею в составе конкурсной заявки не предоставлены гарантии качества работ. Правомерен ли отказ в допуске к участию в конкурсе в указанной ситуации, если условиями конкурсной документации не была предусмотрена необходимость предоставления гарантий качества работ?

Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заявка на участие в конкурсе должна содержать:

1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку;

2) предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, в том числе предложение о цене контракта, о цене единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, о цене единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг заказчиком, уполномоченным органом указаны в конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), а также начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать представления указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;

3) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе.

Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных выше документов и сведений, не допускается (ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ).

На основании п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае непредставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (за исключением документов, предусмотренных пп. "г" п. 1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ), либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.

Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ случаев, не допускается (ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Частью 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Исходя из изложенного требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением установленных в конкурсной документации и соответствующих требованиям законодательства РФ, не допускается. Таким образом, отказ в допуске к участию в открытом конкурсе на выполнение работ для муниципальных нужд на основании непредоставления организацией в составе конкурсной заявки гарантий качества работ неправомерен.

Данные выводы подтверждает и сформировавшаяся судебная практика.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20.09.2007 N Ф04-6353/2007(38175-А75-32) занял сторону лица, которому было отказано в допуске к участию в торгах, указав, что требовать представления документов, не предусмотренных условиями конкурсной документации, по смыслу норм Закона N 94-ФЗ неправомерно.

ФАС Московского округа в Постановлении от 31.01.2008 N КГ-А40/14644-07, учитывая положения ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, признал незаконными действия конкурсной комиссии по недопуску организации к участию в конкурсе в связи с непредставлением ею документов, не предусмотренных конкурсной документацией.

Следует отметить, что подобные выводы соответствуют также выработанной в судебной практике позиции, согласно которой оценивать заявки на участие в конкурсе на основании документов, не предусмотренных условиями конкурсной документации, неправомерно.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 05.03.2008 N КГ-А40/14885-07, установив, что организацией, признанной победителем открытого конкурса, не были предложены лучшие условия исполнения контракта, а определяющим критерием при признании указанного лица победителем конкурса явилось дополнительное условие, предложенное в его заявке, но не предусмотренное конкурсной документацией, признал недействительными торги и государственный контракт.

Таким образом, отказ в допуске к участию в конкурсе в указанной ситуации неправомерен.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

06.10.2008