В результате проверки, проведенной ФСС РФ в связи с обращением организации за выделением средств на выплату пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, были запрошены положение об оплате труда, штатное расписание, документы об образовании работников, договоры аренды помещения. Вправе ли ФСС РФ требовать представления данных документов?

Ответ: ФСС РФ требовать от страхователя в целях принятия решения о выделении средств на выплату страхового обеспечения положение об оплате труда, штатное расписание, документы об образовании работников, договоры аренды помещения не вправе.

Обоснование: Перечнем документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н, предусмотрены следующие документы:

- письменное заявление страхователя;

- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме-4 ФСС (утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 N 107н) за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения;

- копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов на обязательное социальное страхование документов для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в страховой стаж для определения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, а также периоды иной деятельности, в течение которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В силу п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Таким образом, требовать от страхователя документы, помимо предусмотренных законодательством, проверяющий орган не имеет права. Данная позиция подтверждается Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 30.07.2013 N Ф03-2963/2013.

Л. В.Куревина

Консалтинговая группа "Аюдар"

19.11.2013