ООО применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. ООО занимается разработкой и реализацией продуктов для раннего развития детей. Для подготовки к разработке нового товара организация покупает образцы продуктов конкурентов. Также организация приобретает книги о проведении рекламных кампаний, бизнес-стратегий. Вправе ли ООО включить в расходы затраты на покупку образцов продукции конкурентов на основании пп. 21 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, а затраты на покупку указанных книг - на основании пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ?

Ответ: Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

Согласно пп. 20 п. 1 ст. 346.16 Кодекса в целях налогообложения учитываются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. При этом данные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 Кодекса.

Так, на основании положений п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам организации на рекламу относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачу по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

В связи с тем что в вышеперечисленных положениях Кодекса не поименованы расходы на приобретение литературы по вопросам проведения рекламных кампаний и бизнес-стратегий, а также в связи с тем что указанные расходы прямо не поименованы в ст. 346.16 Кодекса, расходы на приобретение данной литературы в целях налогообложения не учитываются.

Согласно пп. 21 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налоговую базу уменьшают расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

К указанным расходам налогоплательщик вправе отнести затраты по пусконаладочным работам, проверке готовности указанных объектов к вводу в эксплуатацию посредством комплексного апробирования всех машин и механизмов (пробная эксплуатация) с пробным выпуском предусмотренной проектом продукции, наладкой оборудования, а также затраты на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного или массового производства. Кроме того, к данным расходам можно отнести и затраты, связанные с доплатой работникам сумм до прежнего среднего заработка на период освоения нового производства, предусмотренные нормами действующего трудового законодательства.

Таким образом, расходы организации на приобретение образцов продукции конкурентов на основании пп. 21 п. 1 ст. 346.16 Кодекса в расходах в целях налогообложения учитываться не могут. Поскольку данные расходы также прямо не поименованы в ст. 346.16 Кодекса, они налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не уменьшают.

У. В.Семенова

Советник

отдела специальных налоговых режимов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

02.10.2008