Имеет ли право заказчик (уполномоченный орган, в том числе уполномоченное на размещение заказа бюджетное учреждение) в конкурсной документации открытого конкурса на поставку товаров (оказание услуг, выполнение работ) для государственных (муниципальных) нужд устанавливать требования к лицам, подающим конкурсные заявки, о необходимости представления ими документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ?

Ответ: В соответствии с п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:

- непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

- неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;

- отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

Часть 6 ст. 11 Закона N 94-ФЗ прямо устанавливает, что заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие требованиям, указанным в п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ.

На данное положение обращает внимание Минэкономразвития России в Письме от 25.05.2006 N Д07-997.

Одновременно ч. 6 ст. 11 Закона N 94-ФЗ указывает, что заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия вправе проверять соответствие участника размещения заказа требованиям, указанным в п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ.

Содержание конкурсной документации регулируется ст. 22 Закона N 94-ФЗ.

Исходя из изложенных положений Закона N 94-ФЗ заказчик (уполномоченный орган, в том числе уполномоченное на размещение заказа бюджетное учреждение) в конкурсной документации открытого конкурса на поставку товаров (оказание услуг, выполнение работ) для государственных (муниципальных) нужд устанавливать требования к лицам, подающим конкурсные заявки, о необходимости представления ими копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, не вправе.

В то же время в судебной практике по данному вопросу единой позиции нет.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 14.11.2007 N Ф03-А37/07-1/3863 заметил, что, как указал в разъяснении о применении этого пункта ВАС РФ (Письмо от 19.07.2006 N С1-7/ОКЦ-788), сведения о приостановлении (неприостановлении) деятельности участника размещения заказа предоставляются по запросу государственного заказчика (в лице уполномоченных должностных лиц) только арбитражным судом и по его же запросу налоговым органом - сведения о наличии задолженности по налогам и иным обязательным платежам.

ФАС Дальневосточного округа пришел к выводу, что не соответствует Закону N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в конкурсе организации, представленная справка которой не соответствует форме, утвержденной ФНС России, и конкурсная заявка которой не содержит документа о непроведении ликвидации или реорганизации.

В то же время часть судов приходит к выводу, что установление требований о необходимости представления участниками размещения заказа документов, подтверждающих их соответствие требованиям, установленным п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, как части формы заявки правомерно.

Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 06.12.2007 N А72-2577/07-4/133 пришел к выводу о соответствии Закону N 94-ФЗ конкурсной документации, устанавливающей условия о необходимости представления в составе конкурсной заявки документов, подтверждающих непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица или непроведение в отношении участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя процедуры банкротства; неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе; отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Таким образом, заказчик (уполномоченный орган, в том числе уполномоченное на размещение заказа бюджетное учреждение) в конкурсной документации открытого конкурса на поставку товаров (оказание услуг, выполнение работ) для государственных (муниципальных) нужд не вправе устанавливать требования к лицам, подающим конкурсные заявки, о необходимости представления ими документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ. В случае если такие требования заказчиком (уполномоченным органом, в том числе уполномоченным на размещение заказа бюджетным учреждением) будут установлены, ему следует ожидать претензий органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и необходимость отстаивания правомерности установления таких требований в суде.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

26.09.2008