Органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным на размещение заказов для нужд субъекта РФ, объявлен открытый конкурс для выбора исполнителя оказания услуг по охране объектов здравоохранения субъекта РФ, всего по 18 лотам. Согласно конкурсной документации в содержание поданных на конкурс заявок должны входить сведения и документы, изложенные в информационной карте. Положения информационной карты устанавливают размер обеспечения - 3% от начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого конкурса. Аналогичное требование содержится в извещении о проведении открытого конкурса, которое размещено в установленном порядке. В приложении к информационной карте и извещении о проведении открытого конкурса установлены начальные цены контрактов. Организацией подана заявка на участие в конкурсе по нескольким лотам (лотам 8 - 15). При этом в качестве обеспечения указанной заявки платежным поручением организацией уплачена сумма меньше, чем установлено условиями конкурса. Конкурсной комиссией уполномоченного органа осуществлено вскрытие конвертов с конкурсными заявками, о чем составлен соответствующий протокол. При ознакомлении с конкурсной заявкой организации установлено, что сумма обеспечения уплачена ею не в полном объеме, в связи с чем организации отказано в допуске к участию в конкурсе по причине несоответствия представленных документов требованиям конкурсной документации. Правомерен ли отказ в допуске организации к участию в открытом конкурсе в указанной ситуации?
Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заказчиком, уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом размер обеспечения заявки на участие в конкурсе не может превышать пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В случае если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и указывается в конкурсной документации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе.
В соответствии с ч. 12 ст. 25 Закона N 94-ФЗ денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются участнику размещения заказа в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним государственного или муниципального контракта.
Из изложенного следует, что, в случае если конкурсная документация, а также соответствующее извещение о проведении конкурса содержат требование о предоставлении обеспечения заявок, оплата лицом, направившим заявку на участие в конкурсе, обеспечения в неполном размере является безусловным основанием для отказа в допуске такого лица к участию в соответствующем конкурсе или аукционе.
При этом Закон N 94-ФЗ не наделяет государственных (муниципальных) заказчиков полномочиями по осуществлению выбора того, участие по каким из заявленных лотов для участника размещения заказа является более или, напротив, менее приоритетным, в случае внесения ими обеспечения заявки в размере менее установленного условиями извещения о проведении конкурса и конкурсной документацией.
Такого подхода придерживался и ФАС Центрального округа в Постановлении от 06.08.2007 N А14-393/07/17/11, в котором отклонил доводы о том, что при оплате обеспечения заявки на участие в конкурсе в меньшем размере конкурсной комиссии следовало самостоятельно определить, в какой части по соответствующим лотам оплата произведена в полном размере, а в какой части по соответствующим лотам ее недостаточно. Суд разъяснил, что действующее законодательство такими полномочиями конкурсную комиссию не наделяет, обязанность правильно оформить заявку на участие в конкурсе на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд возложена на участника размещения заказа, а следовательно, последний несет риск последствий неправильного оформления поданных им документов.
Суд установил, что условием участия в конкурсе являлось наличие в конкурсной документации заявителя документа, свидетельствующего об уплате обеспечения в размере одного процента от начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого конкурса. Поскольку к конкурсной заявке, представленной организацией, приложен документ об оплате обеспечения в меньшем размере, чем установлено условиями конкурса, суд посчитал, что заказчиком данной организации правомерно отказано в участии в конкурсе.
Данные выводы разделил и ВАС РФ, который в Определении от 03.10.2007 N 12015/07 отказал в передаче приведенного Постановления ФАС Центрального округа в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 18.02.2008 N А21-5775/2006 признал правомерным отказ организации в допуске к участию в конкурсе, в том числе по основанию занижения размера обеспечения выполнения контракта по сравнению с указанным в конкурсной документации и извещении о проведении конкурса. При этом суд указал, что в результате неправильного расчета размера вносимого обеспечения организация определила размер обеспечения в сумме, которая меньше требуемой в соответствии с условиями конкурсной документации.
Таким образом, отказ в допуске организации к участию в открытом конкурсе в указанной ситуации правомерен.
Ю. К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
26.09.2008