Муниципальным заказчиком нарушен 30-дневный срок, предусмотренный для размещения извещения о предстоящем открытом конкурсе на выполнение работ для муниципальных нужд (извещение в установленном порядке размещено за 29 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе). Организация в срок, установленный заказчиком, подала конкурсную заявку, была допущена к участию в конкурсе, однако по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе заявке организации был присвоен третий номер. Вправе ли в указанной ситуации организация требовать признания недействительным размещенного заказа, ссылаясь на нарушение срока размещения муниципальным заказчиком извещения о проведении указанного конкурса?

Ответ: Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) нарушение предусмотренных Законом N 94-ФЗ положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 21 Закона N 94-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Согласно ч. 2 ст. 21 Закона N 94-ФЗ при проведении открытого конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд муниципальный заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация в срок, установленный в ч. 1 настоящей статьи, размещают также на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено муниципальное образование, извещение о проведении такого открытого конкурса.

В судебной практике по вопросу о возможности признания размещенного заказа недействительным, в случае если государственным (муниципальным) заказчиком извещение о размещении заказа опубликовано с нарушением установленного Законом N 94-ФЗ срока, единая позиция отсутствует.

Часть судов полагает, что нарушение сроков опубликования (размещения) извещения о размещении заказа не может являться обстоятельством, свидетельствующим о необходимости признания размещенного заказа недействительным. Приходя к такому выводу, суды проверяют, содержало ли извещение все необходимые сведения и повлияло ли нарушение срока опубликования (размещения) извещения существенным образом на права участников размещения заказа.

Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 12.07.2007 N А35-8848/06-С16 установил, что извещение о проведении конкурса содержало все необходимые сведения, определенные в п. 4 ст. 21 Закона N 94-ФЗ, но было размещено с нарушением установленных сроков - за 29 дней до даты вскрытия конвертов. Учитывая, что нарушение установленных сроков не могло повлиять на права и законные интересы истца, который фактически принял участие в конкурсе и занял 2-е место, суд пришел к правомерному выводу о том, что данное нарушение не может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 04.12.2007 N А12-9678/06-С37, отказывая в удовлетворении иска о признании недействительным открытого конкурса и расторжении государственного контракта, заключенного по его результатам, мотивированного тем, что при проведении конкурса был нарушен Закон N 94-ФЗ и ст. 448 Гражданского кодекса РФ (организатором конкурса нарушен 30-дневный срок, предусмотренный для опубликования сообщения о предстоящих торгах), указал, что данное нарушение, допущенное заказчиком, не привело к нарушению прав истца как участника конкурса, поскольку истец в сроки, установленные заказчиком, представил конкурсную документацию, был допущен к участию в конкурсе и участвовал в нем наравне с другими претендентами.

В Постановлении от 27.11.2007 N А12-10867/07-С35 ФАС Поволжского округа также посчитал опубликование извещения о проведении открытого конкурса менее чем за 30 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе несущественным нарушением, которое не оказало влияния на результат торгов.

В то же время из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.2008 N А78-3931/07-Ф02-1371/08 следует, что ст. ст. 10, 21, 26 Закона N 94-ФЗ содержат императивные указания, требующие их соблюдения в соответствии с предписанным порядком, и не могут изменяться по усмотрению заказчика либо организатора конкурса. Указанное дело рассматривалось по иску прокурора, в связи с чем довод заказчика об отсутствии доказательств нарушения чьих-либо прав и законных интересов в результате проведения аукциона не был принят во внимание, так как были нарушены права неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что выразилось в ограничении возможности участия в конкурсе.

Таким образом, представляется, что в указанной ситуации недействительность размещенного заказа организация может попытаться доказать в суде. В частности, ей придется доказать существенность допущенного нарушения, т. е. насколько оно повлияло на результат торгов, а также связь между нарушением соответствующего срока и нарушением прав организации, т. е. каким образом нарушение сроков размещения извещения привело к нарушению прав организации, которая представила конкурсную заявку, была допущена к участию в конкурсе, а следовательно, участвовала в нем наравне с другими претендентами.

При этом необходимо отметить, что обращение в прокуратуру может повысить шансы организации на благоприятный для нее исход подобного дела.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

26.09.2008