Между государственным заказчиком и организацией заключен договор обеспечения заявки на участие в конкурсе на выбор исполнителя-разработчика проекта, согласно которому организация (участник размещения заказа) передает заказчику денежные средства в обеспечение заявки на участие в конкурсе на право заключения государственного контракта в соответствующей сумме. Организацией подана заявка на участие в конкурсе и в обеспечение заявки платежным поручением внесена соответствующая сумма. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок конкурс признан несостоявшимся в связи с допуском к участию в конкурсе и признанием победителем конкурса только одного участника. Вправе ли в указанной ситуации организация на основании п. 2 ст. 381 ГК РФ требовать взыскания с заказчика уплаченного задатка в двойном размере?

Ответ: В силу п. 2 ст. 381 Гражданского кодекса РФ если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.

Таким образом, исходя из приведенных положений, задаток является одной из мер гражданской ответственности, применяемой в случае нарушения одной из сторон договорных обязательств. При этом последствия в виде потери задатка либо уплаты его в двойном размере допустимы лишь в отношении стороны, которая совершила нарушение и ответственна за неисполнение договора.

Обеспечение заявки является иным способом исполнения обязательств, установленным в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 20 Закона N 94-ФЗ заказчиком, уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (далее также - требование обеспечения заявки на участие в конкурсе). При этом размер обеспечения заявки на участие в конкурсе не может превышать пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В случае если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и указывается в конкурсной документации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе.

В соответствии с ч. 12 ст. 25 Закона N 94-ФЗ денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются участнику размещения заказа в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним государственного или муниципального контракта.

Учитывая тот факт, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурс признан несостоявшимся и обязательство по заключению контракта на торгах не было исполнено заказчиком по не зависящим от него причинам, нормы п. 2 ст. 381 ГК РФ в указанной ситуации применены быть не могут.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 12.12.2007 N А14-224/2007/2/32 в аналогичной ситуации также посчитал, что основания для возложения на заказчика ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 381 ГК РФ, отсутствуют.

Таким образом, в указанной ситуации организация требовать взыскания с заказчика уплаченного задатка в двойном размере не вправе.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

26.09.2008