Правомерно ли к действующему муниципальному контракту на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту муниципального жилищного фонда, благоустройству муниципальных придомовых территорий сроком до 31.12.2008 (срок был включен в контракт на основании данных, указанных в конкурсной заявке участника размещения, признанного победителем конкурса) заключить дополнительное соглашение, которое продлевает срок его действия до момента проведения в установленном порядке муниципальным образованием нового конкурса по отбору исполнителя для технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда и придомовых территорий на следующий календарный год?
Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Представляется, что дополнительные соглашения к контракту могут быть заключены, но только в том случае, если иное не запрещено Законом N 94-ФЗ (ст. 9), а заключение таких соглашений не влечет изменение существенных условий контракта.
Следует учитывать, что в случае заключения дополнительного соглашения в нарушение Закона N 94-ФЗ оно в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ является ничтожным.
Из изложенного следует, что изменение условий муниципального контракта, которые были включены в контракт на основании данных участвующей в заказе конкурсной заявки и в конкурсной документации, неправомерно, так как в таком случае нарушаются принципы заключения договора по результатам конкурса.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 02.05.2007 N А57-5457/2006-41).
Правомерность такого вывода подтверждается также позицией ВАС РФ, изложенной в Определениях от 24.05.2007 N 5853/07, от 21.07.2008 N 9352/08.
Таким образом, поскольку в указанной ситуации срок оказания услуг был включен в муниципальный контракт на основании данных, указанных в конкурсной заявке участника размещения, признанного победителем конкурса, и в конкурсной документации, заключение сторонами контракта дополнительного соглашения, предусматривающего продление срока оказания услуг, неправомерно.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
26.09.2008