Финансовое оздоровление требует неотложной помощи

(Долгишев В., Крохмалюк А.)

("Бизнес-адвокат", N 16, 2001)

Текст документа

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ТРЕБУЕТ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ

В. ДОЛГИШЕВ, А. КРОХМАЛЮК

19 июня 2001 г. в Российской академии государственной службы при Президенте РФ под председательством руководителя ФСФО России Татьяны Ивановны Трефиловой состоялась научно - практическая конференция "Актуальные проблемы антикризисного управления. Практика и перспективы развития". Это было, пожалуй, первое по масштабу и открытости мероприятие нового руководства Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству. Учитывая важность проблемы, в число организаторов одного из первых в России форумов такого уровня, кроме ФСФО, вошли Российская академия государственной службы при Президенте РФ, ИПК Госслужбы РАГС, Институт экономики и антикризисного управления.

Открывая заседание, председатель оргкомитета конференции первый заместитель руководителя ФСФО России Наталья Владимировна Коцюба с оптимизмом отметила тенденцию к стабилизации российской экономики, открывающую благоприятные перспективы для финансового оздоровления предприятий и организаций. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы антикризисного управления предприятиями и муниципальными образованиями, особое значение имеет проблема формирования действенного института арбитражных управляющих.

На сегодняшний день в России открыто 24 тыс. дел о банкротстве. В 1993 г. таких дел было только 100. При этом число сотрудников ФСФО - тысяча человек в 2001 г. против 940 в 1993 г. - практически не изменилось. Инициатором дел о банкротстве в большинстве случаев является не ФСФО, а налоговые органы. Об этом в своем докладе "Развитие института банкротства и защита прав кредиторов" сообщила собравшимся руководитель Федеральной службы финансового оздоровления Татьяна Трефилова.

Нынешняя глава ФСФО считается чиновницей "касьяновского" призыва. В феврале она пришла в Федеральную службу из Минфина, сменив Георгия Таля, пересидевшего на своем посту пятерых премьер - министров. В апреле к Татьяне Трефиловой откомандировали четверых новых заместителей. По сути, в своем докладе Татьяна Трефилова высказала ряд соображений, которые можно интерпретировать как credo новой команды.

Чиновников ФСФО вернут на госслужбу

В настоящий момент в России около 100 сотрудников ФСФО и ее территориальных органов выполняют функции арбитражных управляющих. В основном они руководят крупнейшими или социально значимыми предприятиями, поскольку в России нет арбитражных управляющих с лицензией третьей категории, которые могли бы выполнять эти функции.

Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству будет отказываться от практики выдвижения своих сотрудников на посты арбитражных управляющих, заявила глава ФСФО. По ее словам, около 100 сотрудников службы сегодня осуществляют надзор за процедурами банкротства и принимают в них непосредственное участие в качестве управляющих. Практика работы госслужащих арбитражными управляющими, считает Татьяна Трефилова, неправильна. Во-первых, отметила она, они отвлекаются от своих основных обязанностей, а во-вторых, в случае их назначения арбитражными управляющими возникает конфликт интересов: ведь одновременно этот человек должен выполнять и надзорные функции как сотрудник ФСФО, и управлять производством.

Государство, считает она, вынуждено поделиться рынком банкротств с индивидуальными предпринимателями.

Судя по всему, ФСФО больше не будет настаивать на расширении государственного вмешательства в процессы банкротства, рассчитывая переложить часть функций на саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

В Германии, например, вообще нет государственной организации типа ФСФО. В Англии 1800 арбитражных управляющих (активно работающих - 1100) объединены в 7 самоуправляющих организаций. В России также нужна единая самоуправляемая организация антикризисных управляющих. Необходимо выработать единый для всех менеджеров этого звена Кодекс чести. Руководитель ФСФО отметила также, что руководитель должника, т. е. арбитражный управляющий, должен нести субсидиарную ответственность в случае банкротства предприятия.

В настоящий момент в России существует 14 тыс. арбитражных управляющих, но ни один из них не имеет третьей категории. Без такой лицензии индивидуальные предприниматели не могли управлять банкротством "крупных и социально или экономически значимых". "Интересных" банкротили чиновники ФСФО. Эта ситуация устраивала прежнее руководство Федеральной службы. В отсутствие лицензиатов арбитражные суды назначали управляющими сотрудников службы, что повышало аппаратный вес ведомства. Пикантность ситуации придавало то обстоятельство, что список "экономически значимых" формировала сама служба.

Нынешняя система лицензирования антикризисных управляющих действует с 1 марта 1999 г. Пока в стране нет обладателей лицензии третьей категории, поскольку получить ее было невозможно: ФСФО требовала, чтобы соискатели проработали в качестве арбитражного управляющего не менее 2-х лет.

Татьяна Трефилова высказала мысль, что надо либо сделать лицензии едиными, либо начать выдавать лицензии третьей категории, явно склоняясь ко второму варианту. Арбитражные управляющие с удовлетворением выслушали обещания г-жи Трефиловой, но они не ждут от ФСФО особой оперативности.

Нынешняя система лицензирования больше всего не устраивает самих участников рынка. Председатель правления межрегиональной организации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций Юрий Киреев считает, что данная правовая норма противоречит Конституции России и ГК РФ. Он утверждает, что хоть сейчас готов рекомендовать достойных соискателей высших лицензий из "золотого фонда" своей организации. Другое дело, что вся суета вокруг лицензионных полномочий ФСФО может оказаться бессмысленной. Если одобренный Думой в первом чтении пакет законопроектов по дебюрократизации не претерпит изменений, система лицензирования антикризисных управляющих с будущего года будет упразднена.

Заслон непрофессионализму, недобросовестности

От имени законодателей на конференции выступили заместитель председателя Комитета по собственности ГД РФ Григорий Алексеевич Томчин и председатель подкомитета по банкротству Комитета по собственности, заслуженный юрист РФ Юрий Геннадиевич Курин.

Григорий Алексеевич прокомментировал концепцию закона о несостоятельности (банкротстве). Главное в ней, отметил он, - это возврат долгов кредиторам, а не перехват имущества. А пока конкурсное производство представляет собой своего рода цех большого завода, который... бездействует. Нужно создавать цивилизованное правовое поле банкротства.

Григорий Томчин сообщил также собравшимся, что с начала работ над действующим законодательством по банкротству было выдвинуто 24 новых проекта. С января вся законотворческая деятельность по проблемам банкротства сосредоточилась в организованной в Госдуме рабочей группе. Теперь все авторы законопроектов и отдельных поправок - ее члены. Важно, чтобы не было неквалифицированных текстов извне. И уже есть хорошие результаты.

Так, 12 марта с. г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по делу о проверке конституционности целого ряда норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", защитившее права собственника. Первыми впечатлениями о прецедентном судебном решении, давшем право на обжалование банкротства, на страницах "Бизнес - адвоката" поделился председатель подкомитета по банкротству Комитета по собственности, заслуженный юрист РФ Юрий Курин. Будучи заместителем председателя рабочей группы по реформированию законодательства о банкротстве, он принимал непосредственное участие при рассмотрении данного дела в заседании Конституционного Суда в качестве представителя Государственной Думы РФ.

Присутствовавшие в зале арбитражные управляющие с особым вниманием слушали своего коллегу, ныне депутата Госдумы Ю. Г. Курина. Будучи председателем межтерриториальной коллегии адвокатов "Сибюрцентр", вскоре после введения в действие нынешнего Закона о несостоятельности (банкротстве) он создал областную гильдию арбитражных управляющих, которая объединила практически всех арбитражных управляющих, действующих в Восточно - Сибирском регионе.

Мера эта была вынужденная и своевременная. После приватизации на многих предприятиях региона собственниками или управляющими оказались непрофессиональные или недобросовестные люди. Не выполняя обязательств перед партнерами, не выплачивая заработную плату и налоги, они поставили значительную часть предприятий на грань банкротства. Курин и его коллеги рассчитывали, что профессиональное сообщество достаточно редких специалистов позволит выработать необходимые корпоративные стандарты, установит контроль за их выполнением. Так со временем и получилось. Опыт работы адвокатов в качестве антикризисных управляющих оказался весьма удачным. Ю. Г. Курину самому пришлось осуществлять арбитражное управление на четырех предприятиях.

В своей речи, которая была посвящена перспективам совершенствования законодательства о банкротстве, Юрий Курин также критиковал действующую систему лицензирования арбитражных управляющих, некоторые аспекты деятельности бывшего руководства ФСФО.

Своими аплодисментами собравшиеся выразили согласие с негативной оценкой деятельности руководителей Российской гильдии профессиональных антикризисных управляющих. Критика при этом касалась концепции, методов и форм работы, а не конкретных личностей.

В свою очередь, Юрий Курин высказался за формирование единой независимой самоуправляющейся профессиональной организации антикризисных управляющих, с целью оказания содействия ФСФО в ее деятельности по финансовому оздоровлению и банкротству предприятий и организаций, объединению и координации усилий арбитражных управляющих при проведении соответствующих процедур, оказания консультационной, методической и практической помощи в их профессиональной деятельности. Данное предложение встретило положительный отклик у участников конференции.

Мы попросили одного из участников состоявшегося форума председателя правления межрегиональной организации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций Юрия Владимировича Киреева поделиться своими впечатлениями.

- Одним из главных результатов совместного обсуждения проблем финансового оздоровления и банкротства предприятий и организаций, связанных с формированием института арбитражных управляющих и их деятельностью, - сказал он, - стало общее понимание, что впервые вопрос о создании самоуправляющейся профессиональной организации антикризисных управляющих, о чем мы неоднократно говорили и в собственном корпоративном журнале "Банкротство кредитных организаций: право, менеджмент, рынок", и в газете "Бизнес - адвокат", получил поддержку у всех заинтересованных сторон: руководства ФСФО, законодателей и самих арбитражных управляющих. Мало того, в Госдуме во втором чтении прошел проект закона, в котором лицензирование деятельности арбитражных управляющих не предусмотрено, готовится закон (на осень) о самоуправляемой профессиональной организации.

- Итак, сложилась уникальная ситуация для формирования единой независимой организации (ассоциации или коллегии, как у адвокатского сообщества) арбитражных управляющих. Будем откровенны, этому способствует и нынешнее положение дел.

Так, на недавно состоявшемся в Высшем Арбитражном Суде РФ съезде арбитражных судей по проблемам разрешения арбитражных споров по делам о несостоятельности (банкротстве) в своей вступительной речи председатель ВАС РФ В. Ф. Яковлев отметил, что на сегодняшний день Федеральной службой РФ по финансовому оздоровлению и банкротству квалифицированный корпус арбитражных управляющих не сформирован. Именно некомпетентность и непрофессионализм арбитражных управляющих, отсутствие эффективных мер контроля за их деятельностью зачастую приводят к ликвидации предприятий.

В числе сложных проблем, названных на съезде, отмечу некоторые: отсутствие специально централизованного фонда финансирования процедур банкротства юридических лиц, у которых отсутствует имущество; ряд арбитражных управляющих ведет судебные процедуры на большом количестве (до 10) крупных социально значимых предприятий. Это обстоятельство влечет за собой низкое качество управления и, как следствие, огромное количество жалоб; нередки случаи, когда лица, получающие аттестат по антикризисному управлению, не имели опыта работы на производстве, не осуществляли управленческих функций; зачастую предлагаемые суду кандидатуры арбитражных управляющих, имеющих соответствующую подготовку, не отвечают требованиям необходимых деловых и моральных качеств; кредиторы, налоговые органы и территориальный орган по банкротству, которые чаще всего выступают инициаторами по признанию банкротами предприятий и рекомендуют свои кандидатуры арбитражных управляющих, впоследствии практически не контролируют их работу. Как следствие, имеются факты расхищения основных фондов предприятий, нарушение правил проведения торгов по продаже имущества и так далее.

Эти и другие проблемы поможет разрешить создание независимой самоуправляющейся профессиональной организации арбитражных управляющих (на манер адвокатских коллегий, взаимодействующих с Минюстом). На депутатских слушаниях по законодательству о банкротстве, намеченных в Государственной Думе РФ на сентябрь, возможно, и будет рассмотрен вопрос о создании рабочего комитета по созданию Всероссийской коллегии самоуправляющейся профессиональной организации арбитражных управляющих.

Название документа