МУП (городская аптека), 100% уставного капитала которого принадлежит управлению имущественных отношений города, уплачивает ЕНВД в связи с осуществлением розничной торговли медикаментами населению за наличный расчет и применяет УСН ("доходы минус расходы") в связи с реализацией лечебным учреждениям и организациям медикаментов и растворов собственного изготовления по безналичному расчету. Доход за год, получаемый при применении ЕНВД, составляет 12 млн руб., УСН - 4 млн руб. Среднесписочная численность МУП составляет 22 человека. Сможет ли МУП применять данные налоговые режимы в 2009 г. в связи с изменениями, внесенными в ст. 346.26 НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 сентября 2008 г. N 03-11-04/2/147

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо о сохранении права на применение специальных режимов налогообложения в 2009 г. для муниципальных унитарных предприятий на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

С 1 января 2009 г. согласно п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса указанные организации не могут признаваться налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

При этом необходимо иметь в виду следующее.

Согласно ст. 11 Кодекса под организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Управление муниципальными унитарными предприятиями от имени муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления (п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно п. 1 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества.

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и поэтому не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Аналогичная норма содержится в ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ.

Поскольку муниципальное образование, являющееся учредителем муниципального унитарного предприятия, не может быть признано организацией в целях ст. 11 Кодекса, а также в связи с тем, что имущество муниципального унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), на указанные предприятия положения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 и п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса не распространяются.

Об этом же указывается в Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2003 N 12358/03.

В связи с этим муниципальные унитарные предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения, а также могут быть признаны налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при условии соблюдения требований гл. 26.2 и 26.3 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

24.09.2008