Об отсутствии оснований для предоставления работникам имущественного налогового вычета по НДФЛ по уведомлениям, выданным налоговым органом предприятию до его реорганизации; о предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ в случае, если физлицо не смогло им воспользоваться в полном объеме у налогового агента в связи с его реорганизацией
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 сентября 2008 г. N 3-5-03/528@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ФГУП по вопросу предоставления физическим лицам имущественного налогового вычета на основании уведомлений, выданных налоговым органом до реорганизации предприятия, поступившее из Минфина России Письмом от 07.06.2008 N 03-04-07-01/91, и сообщает следующее.
1. В соответствии с п. 3 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 указанной статьи, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю - налоговому агенту при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утвержденной ФНС России.
Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору.
Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.
Форма уведомления о подтверждении налоговым органом права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного в пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, утверждена Приказом ФНС России от 07.12.2004 N САЭ-3-04/147@. В уведомлении указываются наименование, ИНН и КПП работодателя, для которого оно выдано. Таким образом, уведомление передаче другому работодателю (налоговому агенту) не подлежит.
В п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
На основании ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо прекратившим свою деятельность.
Следовательно, организация, прекратившая деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, - это два различных налогоплательщика.
Таким образом, реорганизованная организация не вправе предоставлять своим работникам имущественный налоговый вычет по уведомлениям, в которых работодателем указана реорганизуемая организация.
2. В случае если налогоплательщик не смог воспользоваться имущественным налоговым вычетом в полном объеме у налогового агента - ФГУП в связи с его реорганизацией, то он вправе обратиться в налоговый орган с просьбой о представлении нового уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет у налогового агента ОАО. При этом прилагается справка по форме 2-НДФЛ, выданная реорганизованным ФГУП за последний налоговый период, которым в соответствии с п. 3 ст. 55 Кодекса является период времени от начала года до дня завершения реорганизации.
Налоговый орган по заявлению налогоплательщика определяет остаток имущественного налогового вычета, на который может претендовать налогоплательщик с учетом имущественного налогового вычета, предоставленного в последнем налоговом периоде налоговым агентом ФГУП, и выдает уведомление о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета у налогового агента ОАО.
После представления уведомления о подтверждении налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет в ОАО эта организация - налоговый агент предоставляет такому налогоплательщику имущественный налоговый вычет начиная с месяца государственной регистрации ОАО.
Данная позиция согласована с Минфином России (Письмо от 08.09.2008 N 03-04-07-01/160).
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Т. В.ШЕВЦОВА
23.09.2008