В организации была проведена проверка соблюдения миграционного законодательства. Проверка работодателя работниками УФМС России осуществлялась без распоряжения о проведении проверки; по результатам проверки акт не составлялся. Могут ли быть положены результаты проверки в основу судебного постановления о привлечении работодателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ?

Ответ: Результаты проверки, проведенной с нарушением законодательства, не могут быть положены в основу судебного постановления о привлечении работодателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Проверка соблюдения работодателем миграционного законодательства осуществлена работниками УФМС России без издания распоряжения о ее проведении, а также составления акта по результатам проверки, что является нарушением установленной законодательством процедуры проведения проверки.

Обоснование: Согласно ст. 29.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.

Пунктом 1 ст. 32 Закона N 115-ФЗ установлено, что федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора)) согласно их компетенции в порядке, установленном Президентом РФ или Правительством РФ.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных п. п. 3 - 10 настоящей статьи (п. 2 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).

Учитывая, что Президентом РФ или Правительством РФ не установлен порядок осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, при осуществлении такой деятельности применяются положения Закона N 294-ФЗ, а также положения, установленные Приказом МВД России N 338, ФМС России N 97 от 30.04.2009 "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда" (далее - Административный регламент).

Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении проверок в отношении юридических лиц, проводимых территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями, вне зависимости от форм собственности (включая иностранные организации, их филиалы и представительства) и индивидуальных предпринимателей, привлекающих (допускающих в какой-либо форме) к выполнению работ или оказанию услуг либо иным образом использующих труд иностранных граждан, в целях контроля соответствия правоотношений, возникающих между иностранными гражданами и указанными организациями либо индивидуальными предпринимателями, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере миграции (п. 1 Административного регламента).

В соответствии с п. 20 Административного регламента исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда включает в себя следующие административные процедуры: принятие решения о проведении проверки; издание соответствующего распоряжения; подготовку к проведению проверки; осуществление проверки; подготовку акта по результатам проведенной проверки, ознакомление с актом должностного лица или законного представителя объекта проверки; принятие по результатам проверки предусмотренных законодательством Российской Федерации мер.

Пунктами 28 - 32 Административного регламента установлен порядок издания распоряжения о проведении проверки. Согласно п. 64 Административного регламента по результатам проверки составляется акт проверки.

Таким образом, при осуществлении проверки издание распоряжения о проведении проверки и составление акта по результатам проверки являются обязательными.

Из вопроса следует, что проверка работодателя работниками УФМС России осуществлялась без распоряжения о проведении проверки; по результатам проверки акт не составлялся.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Поскольку проверка работодателя была осуществлена с нарушением установленной действующим законодательством процедуры, ее результаты не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу.

Указанный вывод может быть подтвержден судебной практикой (см. Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 07.10.2013 N 4а-1341/13).

А. Б.Иванов

Общероссийское отраслевое

объединение работодателей

"Союз работодателей атомной

промышленности, энергетики и науки России"

19.11.2013