Правомерен ли отказ в допуске к участию в открытом конкурсе на выполнение работ для государственных нужд организации, не представившей документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, однако фактически оплатившей обеспечение заявки в требуемом объеме, в случае если в конкурсной документации содержалось указание на требование обеспечения такой заявки?
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Согласно пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе, в частности, документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки.
На основании ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Частью 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Согласно ч. 3 ст. 27 Закона N 94-ФЗ в случае, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, заказчик, уполномоченный орган обязаны вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе денежные средства участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в конкурсе и не допущенному к участию в конкурсе, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола, указанного в ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ.
Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае непредставления документов, в том числе определенных ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (за исключением документов, предусмотренных пп. "г" п. 1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ), либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ установлено другое основание для отказа участнику размещения заказа в допуске к участию в конкурсе - невнесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации.
Как видно из изложенного, непредставление документов, определенных ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, в частности документов, подтверждающих внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, и невнесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе являются разными основаниями для отказа участнику размещения заказа в допуске к участию в конкурсе, следовательно, фактическая оплата обеспечения заявки на участие в конкурсе не может являться подтверждением выполнения участником размещения заказа условия пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ.
Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой.
Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 21.08.2007, 22.08.2007 N Ф04-5543/2007(37134-А27-32) разъяснил, что фактическая оплата обеспечения при отсутствии в заявке документов, подтверждающих данный факт и его своевременность, не может являться основанием для допуска к участию в конкурсе, поскольку рассматриваемое требование прямо установлено в законе и подлежит исполнению в определенной форме. Оплата обеспечения и представление документа о ней, как указал суд, представляют разные понятия и являются самостоятельными основаниями при решении вопроса о допуске к участию в конкурсе, что вытекает из п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ - несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
Таким образом, отказ в допуске к участию в открытом конкурсе на выполнение работ для государственных нужд организации, не представившей документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, однако фактически оплатившей обеспечение заявки в требуемом объеме, в случае если в конкурсной документации содержалось указание на требование обеспечения такой заявки, правомерен.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
23.09.2008