Имеет ли право организация, не подававшая заявку на участие в открытом конкурсе, предъявлять в суд требования о признании недействительным конкурса на оказание услуг, проводимого для муниципальных нужд, и признании недействительным договора, заключенного по результатам конкурса, мотивированные тем, что заказчиком не соблюдены требования к сроку опубликования извещения о проведении конкурса?
Ответ: Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
В силу ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.
На основании ч. 3 ст. 57 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом.
В соответствии с п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Представляется, что в данном случае организация, которая не подавала заявку на участие в открытом конкурсе на оказание услуг для муниципальных нужд, участником размещения заказа по смыслу ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ не являлась, следовательно, у нее отсутствует право на предъявление в суд требований о признании недействительным указанного конкурса и признании недействительным договора, заключенного по его результатам.
Правомерность подобного вывода подтверждается судебной практикой.
Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 11.12.2006 N А78-3648/06-Ф02-6535/06-С1 пришел к выводу, что не имеется оснований считать организацию участником размещения заказа для муниципальных нужд при отсутствии ее волеизъявления на участие в размещении заказа и отсутствии документов, подтверждающих ее обращение или совершение каких-либо действий по обращению с заявкой на участие в конкурсе.
Аналогичные выводы изложены в Постановлении ФАС Московского округа от 24.12.2007 N КГ-А40/12323-07, который указал, что организация, не подавшая заявку на участие в конкурсе, его участником так и не стала, следовательно, у нее отсутствует право на обжалование порядка проведения и результатов конкурса.
Данная позиция подтверждается также Определением ВАС РФ от 24.04.2008 N 4979/08, которым отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора указанного Постановления ФАС Московского округа. ВАС РФ посчитал ошибочными и не соответствующими нормам ст. ст. 448, 449 ГК РФ, Закона N 94-ФЗ доводы о том, что лицо, которое не подало оформленную должным образом заявку на участие в конкурсе и не принимало в нем участия, является заинтересованным лицом, чьи имущественные права и интересы затрагиваются нарушениями, допущенными при проведении конкурса.
Исходя из изложенного, суды полагают, что участником размещения заказов по смыслу ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ является лицо, подавшее заявку на участие в торгах для государственных (муниципальных) нужд.
Тем не менее в судебной практике существует и другая точка зрения.
Так, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 04.10.2006 N Ф08-4902/2006 пришел к выводу: из содержания ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ не следует, что участник размещения заказов - это лицо, подавшее заявку на участие в торгах. По мнению суда, Закон N 94-ФЗ прямо не связывает возникновение статуса участника размещения заказа с подачей заявки на участие в торгах (конкурсе, аукционе, котировочной заявки). Напротив, как указал суд, в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа признается любое лицо, в том числе то, которому не направлялся запрос котировок и которое еще не подало котировочную заявку.
Суд разъяснил, что по смыслу ст. 8 Закона N 94-ФЗ поставщик становится участником размещения заказа с момента публикации (размещения на сайте) извещения о проведении торгов. С указанного момента и до даты подачи предложения (заявки) на участие в конкурсе (аукционе) поставщик, имеющий намерение претендовать на заключение государственного (муниципального) контракта, является потенциальным участником размещения заказа, поскольку он может подать или не подать предложение (заявку) на участие в торгах. При этом лицо, участвующее в размещении заказа, становится участником конкурса лишь по результатам рассмотрения уполномоченным органом (конкурсной комиссией) заявок претендентов на участие в конкурсе (ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ).
Таким образом, организация в указанной ситуации не вправе предъявлять в суд требования о признании недействительным открытого конкурса и признании недействительным договора, заключенного по его результатам, поскольку она заявку на участие в данном конкурсе не подавала. Тем не менее, учитывая наличие противоположной арбитражной практики, суды могут и признать наличие у организации указанного права.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
23.09.2008