Расчеты по исполнительным листам судов

(Комягин Д. Л.)

("Финансы", N 8, 2001)

Текст документа

РАСЧЕТЫ ПО ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЛИСТАМ СУДОВ

Д. Л. КОМЯГИН

Д. Л. Комягин, советник Российской Федерации II класса.

Из ст. 7 Федерального закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст. 13 и 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации в порядке, установленном АПК РФ и федеральным законом.

Аналогичная норма содержится в ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", в соответствии с которой вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Ст. 198 АПК установлено, что принудительное исполнение судебного акта производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, принявшим этот акт. Исполнительный лист на взыскание денежных средств направляется взыскателем банку или иному кредитному учреждению, а в остальных случаях - судебному исполнителю.

Специальным законом, определяющим порядок исполнения судебных актов и устанавливающим ответственность за их неисполнение, является Федеральный закон "Об исполнительном производстве". В соответствии со ст. 6 этого Закона банк (или иная кредитная организация), осуществляющий обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава - исполнителя исполняет содержащиеся в нем требования либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Таким образом, исполнительные документы суда подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Одновременно порядок бесспорного списания денежных средств на основании исполнительных листов до сентября 2000 г. определялся Правилами безналичных расчетов в народном хозяйстве от 30 сентября 1987 г. N 2, Положением Банка России от 1 марта 1996 г. "О порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов кредитных организаций" и другими документами Банка России. В соответствии с Правилами безналичных расчетов взыскатели при списании средств на основании исполнительных документов должны были представлять в банк инкассовое поручение со ссылкой на дату и номер исполнительного документа (п. 283 Правил), а при взыскании по исполнительным документам в пользу отдельных граждан банк, в котором находится счет плательщика, должен был принимать исполнительные документы только через судебного пристава - исполнителя (п. 286 Правил).

После введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" банковские правила вступили в противоречие с его нормами. Действительно, исполнительный лист, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, согласно ст. 6 Закона "Об исполнительном производстве" может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию.

Коллизия была разрешена в пользу ФЗ "Об исполнительном производстве". Верховный Суд РФ своим решением от 21 мая 1999 г. N ГКПИ99-364 признал недействительными п. п. 283, 285, 286 Правил, поскольку в соответствии с ними неправомерно возлагается на взыскателей обязанность по представлению в банк документов, не предусмотренных законом, а также ограничиваются права взыскателей по направлению исполнительных документов непосредственно в банк, минуя судебного исполнителя.

Данное решение Верховного Суда РФ вступило в силу 1 июля 1999 г. после того, как было обжаловано Банком России в Кассационной коллегии Верховного Суда РФ. Определением ВС РФ N КАС99-119 решение оставлено без изменения, при этом указано, что "списание денежных средств по решению суда регламентировано специальным Законом - "Об исполнительном производстве", ст. 6 которого предоставляет право взыскателю (как физическому, так и юридическому лицу) на направление непосредственно в банк лишь самого исполнительного документа". Позже Верховный Суд в определении от 1 октября 1999 г. N ГКПИ99-364 разъяснил, что п. п. 283, 285, 286 Правил являются незаконными (недействительными) с момента вступления в силу Закона "Об исполнительном производстве", то есть с 28 октября 1997 г.

Это привело к такой ситуации, когда, несмотря на позицию Банка России о том, что поступающие непосредственно в банк или иную кредитную организацию исполнительные документы не могут быть исполнены в связи с тем, что исполнительный документ сам по себе не может рассматриваться как расчетный документ и нуждается в составлении инкассового поручения, в отделениях ГУ Банка России по г. Москве сложилась практика принимать непосредственно от взыскателей - физических лиц исполнительные листы и проводить операцию по списанию мемориальным ордером со счета клиента на основании подлинника исполнительного листа. При этом какого-либо различия в юридической силе между исполнительными листами о взыскании в пользу физических лиц либо в пользу юридических лиц не существует.

Принятие Центральным банком Российской Федерации нового Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации от 8 сентября 2000 г. N 120-П не решило проблемы. Положение предусматривает, что списание денежных средств со счета без распоряжения его владельца осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством. Законодательством в данном случае является специальный ФЗ "Об исполнительном производстве". Подпунктом 2 п. 12.2 Положения установлено, что при бесспорном списании по исполнительным документам применяются инкассовые поручения (за исключением предъявления исполнительного листа физическим лицом). Данная норма по-прежнему не согласуется с решением Верховного Суда РФ от 21 мая 1999 г. N ГКПИ99-364, согласно которому "возложение на взыскателя обязанности представить в банк инкассовое поручение не может быть признано правильным, поскольку такой нормы в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" не содержится".

Таким образом, решением Верховного Суда РФ от 21 мая 1999 г. N ГКПИ99-364 был фактически установлен действующий порядок списания денежных средств со счета должника по исполнительным документам, при этом исполнительные документы (в частности, исполнительные листы) выступают в роли расчетных (платежных) документов.

Итак, исполнительные документы должны быть приняты и исполнены кредитным учреждением в трехдневный срок. Встает вопрос о том, пригодны ли исполнительные листы для расчетов.

Считаю необходимым в этой связи сделать ударение на следующем тезисе: исполнительные листы судебных органов, выступающие в качестве расчетных документов, не соответствуют принятым для расчетных документов стандартам в части унификации, защищенности носителя, возможности проверки подлинности документа в целом и каждого реквизита в отдельности.

Требования, предъявляемые к исполнительным документам, установлены ст. 8 ФЗ "Об исполнительном производстве". В исполнительном документе обязательно должны быть указаны:

1) наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;

2) дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;

4) наименования взыскателя - организации и должника - организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя - гражданина и должника - гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника - гражданина и место его работы;

5) резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;

6) дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;

7) дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

Аналогичные нормы содержат ст. 200 АПК РФ и ст. 342 ГПК РСФСР.

По вступлении судебного акта в законную силу и обращении его к принудительному исполнению судья, председательствующий по делу, перед подписанием исполнительного листа проверяет правильность его заполнения, контролирует направление его взыскателю.

Каких-либо других требований по форме либо содержанию исполнительных листов судебных органов действующее законодательство не содержит.

Поступающие для оплаты исполнительные листы могут быть изготовлены на бланке, выполненном как типографским способом, так и методом компьютерной распечатки. Форма бланка исполнительного листа существенно различается у каждого судебного органа. Часто бланки заполняются от руки (неразборчиво). Печать суда и подпись судьи, вынесших решение по делу и являющиеся единственным подтверждением подлинности, также неразборчивы.

Нумерация и учет выданных исполнительных листов ведется секретариатом суда, вынесшего решение по делу, там же проставляется номер исполнительного листа (не всегда) и номер дела, по которому выдан исполнительный лист. Структура данных учетных позиций определяется судом самостоятельно и не может быть использована при проверке подлинности, тем более в условиях географической удаленности банка и судебного органа, вынесшего решение, а также сжатых сроков (три дня), отпущенных кредитным учреждениям на оплату исполнительных листов.

На практике имеются случаи, когда на оплату поступают исполнительные листы без гербовой печати, без некоторых реквизитов (даты вступления в силу решения, даты предъявления к исполнению и др.). Факты отсутствия герба Российской Федерации на бланках исполнительных листов позволяют говорить о нарушении Федерального конституционного закона "О государственном гербе Российской Федерации", в соответствии со ст. 3 которого одноцветный вариант государственного герба Российской Федерации без геральдического щита помещается на бланках федеральных судов.

Безусловно, сомнительны документы, изготовленные на компьютере. В соответствии с требованиями к оформлению документов, установленными Госстандартом России (ГОСТ Р 6.30-97), бланки документов с воспроизведением государственного герба РФ являются полиграфической продукцией, подлежащей учету. Гербовые бланки изготавливаются только полиграфическими и штепсельно - граверными предприятиями, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления гербовых бланков. Гербовые бланки подлежат учету и регистрации внутри организации, должен вестись специальный журнал учета, установлен режим хранения.

Существенен еще один нюанс. Исполнительный лист выдается после вступления решения суда в законную силу. Лишает исполнительный лист юридической силы приведение решения суда в исполнение либо отмена судебного акта.

В соответствии со ст. 161 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе подать кассационную жалобу на решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционной инстанции. Кроме того, в соответствии со статьей 180 АПК РФ вступившие в законную силу решения и постановления всех арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам уполномоченных должностных лиц. Аналогично, в соответствии со статьей 319 ГПК РСФСР, вступившие в законную силу решения, определения и постановления всех судов РСФСР также могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора по протестам уполномоченных должностных лиц.

Если кассационная или надзорная инстанция отменяет (изменяет) решение суда, то, тем не менее, исполнительный лист суда, с этого момента уже не имеющий юридической силы, выдан и направлен на исполнение в кредитное учреждение либо орган федерального казначейства. Механизма, который отзывал (приостанавливал) исполнительное производство по исполнительным листам, утратившим силу в связи с отменой соответствующего решения суда, не существует. В том случае, если списание со счета уже произошло (в трехдневный срок), то даже наличие удовлетворенного ходатайства о приостановлении исполнительного производства не имеет значения.

Особенную важность в данном случае представляет собой списание со счетов бюджетов, являющееся необратимым и наносящее ущерб государственным задачам.

Поднять вопрос о соответствии исполнительных документов суда расчетным документам вообще и расчетным документам бюджетного учета в частности вынуждает ситуация, сложившаяся вокруг взыскания бюджетных средств. Чрезвычайную актуальность поставленная проблема принимает ввиду масштабов взысканий из федерального бюджета.

Обязательность принятия к исполнению в качестве расчетных документов исполнительных листов судебных органов впервые была установлена еще Приказом Минфина России от 23 ноября 1998 г. "О совершенствовании организации работы по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов".

В соответствии с данным Приказом возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе органами следствия, прокуратуры и суда, производится за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, на основании постановлений (определений) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда либо исполнительных листов, выданных в порядке, установленном законодательством. При этом выплата гражданину или юридическому лицу средств для возмещения вреда осуществляется на основании их письменного заявления через указанные ими счета в банке или иной кредитной организации.

Затем, ст. 117 ФЗ от 22 февраля 1999 г. "О федеральном бюджете на 1999 год" было установлено, что обращение взыскания на бюджетные средства, находящиеся на счетах органов Главного управления федерального казначейства Минфина России, осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов.

Ст. 143 ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." вновь было прописано, что взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств с лицевых счетов в органах федерального казначейства производится ими на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов.

И, наконец, в соответствии со ст. 109 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов лицевых счетов должников, открытых в органах федерального казначейства.

Таким образом, характер исполнительных документов суда как расчетных для органов федерального казначейства на сегодняшний день является бесспорным.

Проблема списания денежных средств со счетов федерального бюджета имеет политическое значение ввиду масштабов предъявляемых требований, а также того обстоятельства, что в данном случае списание со счетов, открытых органам федерального казначейства, представляет собой ответственность государства - казны, гарантированную ст. 53 Конституции, а также ст. 1069 - 1070 Гражданского кодекса. То есть, конституционная гарантия о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, реализуется посредством списания Минфином России денежных средств по исполнительным листам судов. Однако, к сожалению, невозможно проверить, действительно ли существует решение суда по данному исполнительному документу и соответствует ли данному решению выданный исполнительный документ. В практике Минфина России имеются случаи, когда на исполнение приходил исполнительный лист несуществующего суда, подписанный несуществующим судьей. В настоящее время, при наличии средств оргтехники и низком (на грани с нищетой) уровне оплаты труда специалистов суда, а также и самих судей, изготовление любого исполнительного листа не представляется слишком затруднительным.

Необходимо подчеркнуть, что списание средств из федерального бюджета по исполнительным документам суда осуществляется из доходов федерального бюджета в ущерб иным заложенным в нем расходам. Ст. 110 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" прямо прописано, что исполнение судебных решений по искам к казне Российской Федерации осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели настоящим Федеральным законом. При этом допускается исполнение судебных решений в объемах, превышающих утвержденные настоящим Федеральным законом ассигнования на эти цели.

При подходе к проблеме следует учесть, что она связана с нерешенным в настоящее время вопросом о неопределенности разделения списания денежных средств со счетов без согласия владельца счета на безакцептное и бесспорное. По мнению автора, эти две проблемы взаимосвязаны и при правильном (системном) подходе должны решаться вместе. В той форме, в какой это существует сегодня, разницы между безакцептным и бесспорным списанием не существует, разница терминов представляет собой лишь дань традиции, расчетные документы в данном случае (платежные требования и инкассовые поручения) практически идентичны.

В то же время безакцептное списание, производимое при наличии согласия владельца счета, данного предварительно в договоре либо ином документе, принципиально отличается от бесспорного списания, которое производится вне зависимости от договорных и иных гражданско - правовых отношений между сторонами. В случае бесспорного списания имеет место публично - правовой характер правоотношений, на основании чего можно сделать вывод о возможности и необходимости урегулировать их нормативным актом исполнительной власти.

Ст. 862 Гражданского кодекса предусмотрено, что при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Расчеты по инкассо, в том виде, в каком они урегулированы ст. 874 - 876 Гражданского кодекса, представляют собой безакцептное списание (при расчетах по инкассо банк обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа). Международные правила (Унифицированные правила по Инкассо Международной торговой палаты N 522 (1995 г.) также по сути своей регулируют безакцептное списание. При этом существует правило освобождения банка от ответственности за юридическую силу документа.

Таким образом, опять следует вывод, что обязанности по проверке подлинности исполнительного документа суда нет в настоящее время ни у банка (органа федерального казначейства), ни у суда, вынесшего решение, ни у службы судебных приставов.

Представляется, что должен быть установлен некий обновленный перечень расчетных документов, применяемых при бесспорном списании (включая исполнительные документы суда), и общие требования к таким документам с точки зрения защищенности и возможности контроля подлинности на стадии списания денежных средств, а также последующего контроля для целей дознания и предварительного следствия.

В качестве вывода необходимо сказать, что оптимальным решением проблемы был бы централизованный учет исполнительных документов, выдаваемых судами. По аналогии можно использовать опыт введения бланков векселей единого образца, которые были введены в оборот Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 1993 г. "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение".

Отдельно должен быть установлен регламент информационного обмена в отношении исполнительных документов о взыскании из средств федерального бюджета. Такой порядок позволил бы снять вопросы списания из федерального бюджета денежных средств по уже отмененным решениям суда, также проблему проверки сомнительных документов, для которой у органов федерального казначейства нет ни технической, ни организационной возможностей.

Название документа