Иностранная организация, являющаяся резидентом США, предоставляет за плату своих специалистов российской организации. Возникают ли обязанности налогового агента по налогу на прибыль у российской организации в данном случае?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 22 сентября 2008 г. N 20-12/089393

Обязанность российской организации (налогового агента), выплачивающей доход иностранной организации, по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль с доходов иностранной организации от источников в РФ, установленная в п. 1 ст. 310 НК РФ, предусмотрена в отношении доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ. При этом получение таких доходов не должно быть связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в РФ.

В ст. 306 НК РФ установлены особенности налогообложения иностранных организаций, имеющих постоянное представительство в РФ.

Наличие постоянного представительства иностранной организации в РФ определяется исходя из положений законодательства о налогах и сборах. Если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки действует Договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Договора термин "постоянное представительство" для целей применения положений Договора означает постоянное место деятельности, через которое лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, являющееся или не являющееся юридическим лицом, осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

При применении международных договоров, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, компетентные органы Договаривающихся Государств руководствуются комментариями к модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В соответствии с этими комментариями определение понятия "постоянное представительство" как постоянного места бизнеса, через которое предприятие проводит всю или часть своей коммерческой деятельности, содержит:

- существование места бизнеса;

- это место бизнеса должно быть фиксированным, то есть должно быть установлено в определенном месте с определенной степенью постоянства;

- осуществление коммерческой деятельности предприятия через это фиксированное место бизнеса. Это означает, что лица, которые тем или иным образом зависят от предприятия (персонал), проводят бизнес предприятия в государстве, в котором находится фиксированное место.

Выражение "место бизнеса" необязательно включает любые помещения, средства или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, оно может также существовать и без помещения или его необходимости для ведения бизнеса предприятия, достаточно иметь в своем распоряжении некоторое пространство. Также место бизнеса может находиться на другом предприятии.

Если иностранная организация имеет в Российской Федерации постоянное место деятельности для осуществления деятельности, аналогичной той, которую она сама осуществляет на основании учредительных документов, или если основная цель такого постоянного места бизнеса идентична с основной целью головной организации, то такая деятельность является для данной иностранной организации ее основной (обычной) деятельностью, которая может приводить к образованию постоянного представительства в РФ.

Следовательно, если деятельность американской компании приводит к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения в РФ, то такая американская компания признается самостоятельным плательщиком налога на прибыль в РФ.

Обратите внимание: иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговых органах РФ при наличии оснований, предусмотренных Положением об особенностях учета в налоговых органах Российской Федерации иностранных организаций, утвержденным Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

И. о. заместителя

руководителя Управления

А. Н.ЧУГУНОВА

22.09.2008