О правомерности прекращения зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств, оформленных в установленном порядке, обязательств по операции РЕПО без ее переквалификации в целях исчисления налога на прибыль

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 сентября 2008 г. N 03-03-06/4/63

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исполнения сделок РЕПО и сообщает следующее.

Порядок налогообложения сделок РЕПО установлен ст. 282 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В целях Кодекса под операцией РЕПО понимаются две заключаемые одновременно взаимосвязанные сделки по реализации и последующему приобретению эмиссионных ценных бумаг того же выпуска в том же количестве, осуществляемые по ценам, установленным соответствующим договором (договорами) (далее - договор). При этом в случаях, установленных п. п. 6 и 7 указанной статьи, при соблюдении условия о неизменности ставки по операции РЕПО, установленной договором, количество ценных бумаг и цена их реализации могут быть изменены до даты исполнения второй части РЕПО. Операции РЕПО могут проводиться как непосредственно между сторонами операции РЕПО, так и через организатора торговли. Сделки по реализации ценных бумаг признаются взаимосвязанными, если продавец ценных бумаг (далее - продавец) по первой сделке является покупателем ценных бумаг (далее - покупатель) по второй сделке, а покупатель по первой сделке является продавцом по второй сделке. Первая по времени исполнения сделка признается первой частью РЕПО, а вторая сделка - второй частью РЕПО, при этом обязательства участников по второй части РЕПО возникают при условии исполнения первой части РЕПО. В целях настоящего Кодекса срок между датами исполнения первой и второй частей РЕПО, установленный договором, не должен превышать один год.

Для целей настоящей статьи датами исполнения первой и второй частей РЕПО считаются предусмотренные договором даты исполнения участниками операции РЕПО своих обязательств по первой и второй частям РЕПО соответственно. При этом применяется фактическая цена реализации (приобретения) ценной бумаги как по первой части РЕПО, так и по второй части РЕПО независимо от рыночной (расчетной) стоимости таких ценных бумаг. Цены реализации (приобретения) по обеим частям РЕПО исчисляются с учетом накопленного процентного (купонного) дохода на дату исполнения каждой части РЕПО.

Министерство финансов Российской Федерации Письмом от 18.12.2007 N 03-03-05/272 разъяснило порядок налогообложения операций РЕПО.

Указанным Письмом уточняется, в частности, что обязательства по операции РЕПО без ее переквалификации могут быть прекращены зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств, оформлены в установленном порядке. Указанный взаимозачет может быть осуществлен с использованием общепризнанных электронных систем Bloomberg, Europay, Reuters, SWIFT и др. Однородными признаются требования по поставке ценных бумаг одного выпуска или требования по оплате денежных средств в той же валюте.

Для операций, удовлетворяющих условиям ст. 282 Кодекса, которые проводятся через профессионального участника на рынке ценных бумаг, обладающего лицензией на осуществление деятельности в качестве организатора торговли на рынке ценных бумаг или фондовой бирже, применяется порядок налогообложения, предусмотренный ст. 282 Кодекса для операций РЕПО, если такие операции определяются в правилах организатора торговли или фондовой биржи как операции РЕПО.

Таким образом, при соблюдении вышеперечисленных условий операции РЕПО обязательства по операции РЕПО без ее переквалификации могут быть прекращены зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств, оформленных в установленном порядке.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

18.09.2008