Принадлежащий организации автомобиль попал в аварию и по заключению экспертизы был признан не подлежащим восстановлению. Организация сдала автомобиль на металлолом, однако с учета в регистрирующем органе не сняла. По результатам проведенной впоследствии налоговой проверки налоговый орган начислил транспортный налог и пени за его неуплату. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В Письме Минфина России от 03.07.2008 N 03-05-06-04/39 указано, что, если автомобиль находится в неисправном состоянии и не используется в дорожном движении, его необходимо снять с государственной регистрации и в этом случае такое транспортное средство не будет подлежать налогообложению транспортным налогом.

УФНС России по г. Москве в Письме от 03.03.2008 N 18-08/4/020096@ сделало аналогичный вывод, указав, что транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.2007 N А29-8682/2006а суд также пришел к выводу, что неисполнение обязанности по внесению изменений в регистрационные данные транспортных средств не является основанием для освобождения от уплаты транспортного налога. При этом размер штрафа за непредставление декларации по транспортному налогу определяется исходя из суммы налога, подлежащего фактической уплате.

Таким образом, учитывая изложенные мнения, действия налогового органа по начислению транспортного налога являются правомерными, поскольку принадлежащий организации автомобиль, попавший в аварию и по заключению экспертизы признанный не подлежащим восстановлению, для исключения из объектов обложения транспортным налогом должен быть снят с учета, а в данном случае этого сделано не было.

Однако существует и противоположная точка зрения. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 11.10.2007 N А65-21847/2006-СА1-19 суд пришел к выводу, что начисление транспортного налога налоговым органом неправомерно, поскольку сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при фактическом отсутствии объектов налогообложения у налогоплательщика не является основанием для исчисления и уплаты указанного налога.

Следовательно, при принятии организацией решения не уплачивать транспортный налог в рассматриваемом случае претензии со стороны налоговых органов неизбежны и указанное решение придется оспаривать в судебном порядке. При этом с учетом неоднозначной арбитражной практики по аналогичным делам предсказать исход подобного спора не представляется возможным.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

12.09.2008