Пределы прав несовершеннолетних эмансипированных граждан

(Раев Д.)

("Российская юстиция", N 8, 2001)

Текст документа

ПРЕДЕЛЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ЭМАНСИПИРОВАННЫХ ГРАЖДАН

Д. РАЕВ

Д. Раев, студент юрфака Государственного университета - Высшей школы экономики (г. Москва).

Институт эмансипации стал новым явлением для российского гражданского законодательства. Его необходимость была продиктована происходившими в России в последнее десятилетие экономическими реформами, которые изменили как экономику страны, так и менталитет ее граждан. Суть данного института в том, чтобы сделать несовершеннолетних независимыми от их законных представителей при самостоятельном занятии законной предпринимательской деятельностью, совершении крупных сделок или при ином распоряжении собственными денежными доходами. Необходимость в этом действительно существует, поскольку согласно ст. 26 ГК РФ несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет может совершать основную массу крупных сделок лишь с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная без надлежащего письменного разрешения, в соответствии с п. 1 ст. 175 ГК может быть признана судом недействительной. В случае же получения лицом эмансипации он начинает самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам (п. 2 ст. 27 и п. 2 ст. 175 ГК).

Признавая за эмансипированными гражданами наличие полной дееспособности, законодатель подтверждает это в различных правовых актах. Так, эмансипированного несовершеннолетнего суд не может по ходатайству законных представителей лишить права самостоятельно распоряжаться своими доходами (п. 4 ст. 26 ГК). Допуская, что граждане могут достигнуть надлежащей степени физического, психического и социального развития до достижения совершеннолетия, законодатель дает эмансипированным субъектам право самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве (п. 1 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

На мой взгляд, дискуссионным является вопрос о том, каким объемом прав и обязанностей наделяется эмансипированное лицо. В Постановлениях высших судебных инстанций есть некоторые разъяснения по этому вопросу. Так, в соответствии с п. 16 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" эмансипированный несовершеннолетний обладает в полном объеме правами и несет обязанности, за исключением тех из них, для приобретения которых федеральным законом устанавливается возрастной ценз. Эта позиция подтверждена в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления", где отмечалось, что несовершеннолетние не могут быть усыновителями даже в случае приобретения ими полной дееспособности, поскольку п. 1 ст. 127 Семейного кодекса РФ установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем.

Не подлежит сомнению, что разъяснения высших судов по вопросам судебной практики являются одним из важнейших элементов отечественной системы права и направлены на обеспечение единства применения Конституции РФ и федеральных законов. И все же, учитывая, что в силу п. 5 ст. 19, п. 5 ст. 23 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" подобные разъяснения не обладают силой нормативного акта, позволю себе не согласиться с тем мнением, что во всех случаях, когда в законе наделение человека определенным правом обусловлено наступлением конкретного, в данном случае 18-летнего, возраста, такое право ни в коем случае не может быть предоставлено несовершеннолетнему лицу, хотя бы и эмансипированному. Думается, несовершеннолетним эмансипированным гражданам можно было бы предоставить в ряде случаев возможность получения и тех не имеющихся у них прав, которые возникают лишь при достижении 18-летнего возраста.

Безусловно, не следует предоставлять несовершеннолетнему право на приобретение оружия, усыновление ребенка или возлагать на него обязанность пройти службу в армии. Но в то же время можно было бы разрешить несовершеннолетним гражданам, признанным полностью дееспособными, получать после сдачи соответствующего экзамена водительские права категории "В" (подобно тому, как это разрешено в некоторых штатах США, например, в Калифорнии); предоставить эмансипированным лицам право на учреждение общественных объединений (не только молодежных, как это предусмотрено ст. 19 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Кроме того, не противоречило бы принципам права наделение эмансипированных граждан возможностью учреждать средства массовой информации (Закон РФ "О средствах массовой информации" позволяет это лишь достигшим 18-летнего возраста). Наряду с этим представляется, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не подлежит применению та часть п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР", где сказано, что с заявлением о проведении митинга, уличного шествия или демонстрации могут обращаться лишь граждане, достигшие 18-летнего возраста.

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что вопрос о наделении эмансипированных граждан теми или иными правами совершеннолетних лиц целесообразно решать, исходя из смысла п. 3 ст. 55 Конституции РФ, т. е. с учетом вероятности того, приведет ли обладание данным правом несовершеннолетними гражданами к нарушению основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц.

Название документа